Алла Горкунова
Взаимодействие логопеда, воспитателей и узких специалистов в работе по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма
▼ Скачать
Взаимодействие логопеда, воспитателей и узких специалистов в работе по предупреждению предпосылок нарушений
чтения и письма у детей с ОВЗ
Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. На сегодняшний день самую многочисленную группу составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Изучение связанного речевого высказывания дошкольников приобретает особую актуальность в связи с новейшими исследованиями в области лингвистики, психо-лингвистики, психологии, нейропсихологии и др. Развитие связанной речи в онтогенезе проходит определенные стадии и развивается вместе с взрослением ребенка. (Н. Хомский 1972, Ж. Пиаже 1932, 1969, Л. С. Выготский 1934,1956,1982, А. А. Леонтьев 1974,1997, А. Н. Леонтьев 1981, А. Р. Лурия 1975,1979, С. Л. Рубинштейн 1946, Н. И. Жинкин 1958, 1982, Т. Н. Ушакова 1989, 2004 и др.)
Главным в коммуникативном поведении детей, по мнению С. Л. Рубинштейна, является постоянно перестраивающееся и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения.
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. [8, с. 3]
Нарушения устной речи в дальнейшем часто приводят к нарушениям письма и чтения у детей.
Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать.
Поэтому в логопедических группах очень важным является совместная работа логопеда, воспитателей и узких специалистов (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) по обучению дошкольников с ОВЗ.
Все дети проходят определенные этапы формирования навыков чтения и письма. В процессе обучения часто возникают различные ошибки. У детей с общим недоразвитием речи ошибки отличаются рядом закономерностей.
Как известно, дети с речью в норме на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевых нарушений происходит отставание в развитии этих процессов.
Нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в употреблении, согласовании и др.
Одно из необходимых условий предупредительного воздействия - раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.
Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:
- развитие фонематического слуха;
- формирование словаря;
- формирование звукопроизношения;
- формирование лексико-грамматических категорий;
- развитие связной речи;
- подготовка к обучению грамоте.
Логопедическая работа ведется в тесной взаимосвязи всех педагогов. Логопед намечает индивидуальный маршрут каждого ребенка, планирует фронтальную годовую работу, работу с родителями. Эта работа отражена в плане взаимодействия воспитателей и специалистов.
В нашем дошкольном учреждении (МБДОУ д/с №18 «Кораблик») дети набираются в логопедические группы на два года. В основе индивидуального образовательного маршрута заложен принцип «системного взаимодействия между различными компонентами языка».
Организационно занятия логопедом проводятся в первую половину дня как фронтально (со всей группой, так и индивидуально. В старшей группе фронтальные занятия логопедом проводятся два раза в неделю продолжительностью 25 минут, в подготовительной к школе группе - три раза в неделю продолжительностью 30 минут. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего года в определенной системе по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять ошибки. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие, свистящие и шипящие, фрикативные и аффрикаты, плавные и вибранты, мягкие и твердые. С целью воспитания внимания к звуковой речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения. По мере овладения новыми звуками детей знакомят с изменением слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. В это же время вводятся разнообразные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, опорным словам, по демонстрации действий. Постепенно в предложения включает предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, из-за, из-под, между, через. Далее логопед начинает включать в занятия упражнения в пересказе, заучивании текстов, составлении рассказов по картине, серии картин. Проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных и трехсложных слов без стечения и со стечением согласных. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены одного звука другим. В это же время дети усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой». В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Эффективным приемом обучения является чтение по следам анализа: слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс – соединение звуков в слоги и чтение слова по слогам. Обучение складыванию слов из разрезной азбуки сочетается с обучением письму. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанное. Большое внимание уделяется на преобразование слов (составить из данных букв ряд слов, путем добавления букв сложить новые слова, вставить в слово недостающие буквы и др.).
Вечером проходит коррекционный час, где воспитатель проводит работу по заданию логопеда фронтально или индивидуально: выполнение заданий по развитию мелкой моторики, закреплению материала, пройденного на фронтальном занятии, автоматизации звуков, развитие графических навыков, развитие фонематического слуха, внимания, мышления и других психических процессов. В группе ведется тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей.
Воспитатели логопедических групп, строят свою работу с учетом лексических тем, которые планируются на год совместно с логопедом. Стараются подбирать занятия по другим образовательным областям в зависимости от данной лексической темы. Воспитатели в первой половине дня проводят фронтальные занятия в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: по ознакомлению с окружающим, по формированию элементарных математических представлений, по ручному труду и конструированию, по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации). Три раза в неделю проводятся физкультурные занятия и два раза музыкальные. Узкие специалисты уделяют особое внимание детям логопедических групп. На своих занятиях используют элементы логоритмики, кинезиологическием упражнениям и т. д. Педагог-психолог систематически проводит фронтальные и индивидуальные занятия с детьми, консультирует родителей по волнующим их вопросам. Для этого в ДОУ оборудованы кабинет и сенсорная комната.
В нашем детском саду две логопедические группы. В группах есть логопедические уголки, оборудованные всем необходимым материалом и пособиями.
Исходя из опыта работы, наблюдения показывают, что дети, освоившие логопедическую программу в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоты, чем их сверстники с нормативным речевым развитием. Систематическая и комплексная помощь в тесном взаимодействии всех специалистов детского сада и родителей позволяет не только исправить речевые нарушения у детей, но и в полном объеме подготовить их к обучению в школе.
Список использованной литературы.
1. Вераксы Н. Е, Комарова Т. С, Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. -М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.
2. Волков Б. С. Волкова Н. В. Закономерности психического развития детей, М: ТЦ Сфера, 2003-112.
3. Волкова Л. С. Логопедия, Москва, Владос, 2004.-704 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. -М. :Педагогика, 1934.-416 с.
5. Крылова Л. Н. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда десткого сада//Дефектология. -2008.-№1.- С. 62-68
6. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ, М:ТЦ Сфера, 2008.-128 с.
7. Леонтьев А. А. Исследования детской речи//Основы теории речевой деятельности. - М:Наука, 1974. С 132-157.
8. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М: Изд-во МГУ, 1979.- 336 с.
9. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении, Москва, ТЦ Сфера, 2003.-112 с.
10. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. -М:Айрис-Пресс, 2007.