Алена
Консультация для педагогов и родителей: «Дидактические игры на развитие зрительного восприятия, ориентировку в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительное восприятие
Учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашумленности изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне дома, пересечение линий, полос и др.).
«Что на рисунке ближе, дальше?», «Что выше, ниже на рисунке и так ли это в жизни?», «Создай на фланелеграфе изображение леса», «Подбери к дереву листья», «Составь по части весь рисунок», «Подбери вторую половину», «Перечисли, что изображено на запутанном (зашумленном) рисунке», «Найди близкий путь из лабиринта», «Что на рисунке слева, справа?».
«Кто выше?», «Чей ботинок больше?», «Какой шкаф выше?», «Что дальше, что ближе к нам в группе?», «Как узнать, поместится ли шкаф в простенок?».
«Расставь предметы на фланелеграфе так, как видишь их на столе в группе», «Составь натюрморт, как видишь», «Перенеси изображение предметов так, как они стоят в шкафу».
Дидактические игры и упражнения: «Обведи изображение и заштрихуй», «Обведи изображение по лекалу, трафарету», «Составь узор из фигур», «Подбери листья к дереву», «В чем ошибся художник?», «Узнай, что нарисовано», «Соедини детали», «Расставь предметы по следу», «Помоги выйти из лабиринта», «Кто с каким предметом играет?», «Проследи по линиям, кто что любит есть», «Составь изображения из прозрачных картинок», «Дорисуй по точкам».
Настольные игры: «Колпачки», «Бильярд», «Хоккей», «Футбол», «Кольцеброс», «Поймай рыбку», «Лабиринты», «Серсо», разные мозаики, «Геометрическое лото».
Учить детей созданию изображений макетов (на фланелеграфе по образцу, замыслу детей). Например: «Наша групповая комната», «Квартира», «Физкультурный зал», «Лес», «Огород» и др.
Развивать глазомер у детей в упражнениях типа: «Найди линейку такой же длины», «Подбери одинаковые по форме и величине предметы», «Нарисуй квадрат, прямоугольник такой же величины», «Составь из частей целый предмет», «Размести на схеме соответствующие фигуры», «Раздели квадрат, круг, прямоугольник на две, четыре части».
Дидактические игры и упражнения: «Найди в картинке, что изображено неверно», «Сколько здесь одинаковых предметов?», «Чего в предмете недостает?», «Сколько округлых, квадратных, прямоугольных форм в рисунке?», «Где находятся на рисунке синие, зеленые, красные объекты?», «Какие предметы ближе, а какие дальше?».
Дидактические игры и упражнения: «Проследи за движением объекта», «Найди в окружающей обстановке круглые, зеленые, квадратные, красные, большие, маленькие круги», «Угадай по следу», «Чего больше — мячей или матрешек?», «Сколько здесь будет мерок?», «Зажги фонари», «Кто скорее заштрихует квадраты?», «Кто больше кругов закрасит?», «Изобрази на фланелеграфе лес», «Подбери предметы, равные по величине», «Что толще, тоньше, дальше, больше?», «Попади в цель», «Кто скорее соберет фигуру?», «Составь изображение из частей», «Нарисуй схему», «Обведи по контуру», «Нарисуй по трафарету», «Найди в рисунке ошибки», «Найди спрятанную игрушку», «Пройди по лабиринту», «Найди правильный путь», «Чего недостает в схеме, рисунке?», «Где спрятался заяц?».
Ориентировка в пространстве
Дидактические игры и упражнения: «Расскажи, как проехать домой (в детский сад, магазин, библиотеку, школу, парикмахерскую, булочную и др.)», «Как расставить мебель в комнате», «Нарисуй путь из групповой комнаты в лечебный кабинет», «Как пройти на участок детского сада (спортивную площадку, огород, участок младшей группы)», «Что дальше, что ближе?», «Найди по схеме игрушку в группе», «Составь картинку», «Зеркало (упражнение на понимание зеркальности пространства)», «Что движется быстро, что медленно?», «Пройди туда, куда я расскажу», «Расставь игрушки в шкафу, на столе, в группе так, как на рисунке».
Словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т. д).
Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до. и др.).
Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу. и т. д.).
«Угадай, кто здесь стоит», «Расскажи, что где находится», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол», «Встань так, чтобы справа от тебя было окно», «Найди предмет по указанным ориентирам», «Путешествие по группе», «Путешествие по детскому саду», «Найди спрятанную игрушку», «Правильно пойдешь — игрушку найдешь», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда звали?», «Сделай два шага назад, поверни направо и т. д.», «Что изменилось?», «Найди предметы названной формы», «Сравни два предмета», «Куда села бабочка?», «Найди по схеме», «Расположи предметы по схеме», «Нарисуй, что где находится», «Нарисуй схему по словесному описанию», «Составь изображения на фланелеграфе», «Составь узор из геометрических фигур», «Расскажи, какой предмет звучит», «Что слышишь вокруг?».
Социально-бытовая ориентировка
Дать детям представление о некоторых видах труда: рабочие трудятся в шахтах, на заводах, фабриках; добывают уголь; создают машины, мебель, продукты питания, шьют одежду.
Формировать знания о том, что труженики сельского хозяйства обрабатывают землю, сеют и выращивают хлеб, овощи, получают урожай, разводят домашних животных, ухаживают за ними.
Обогатить знания детей о труде людей по управлению транспортом, трудовых действиях работников транспорта, их обязанностях (управляет транспортом, обслуживает пассажиров в пути, ремонтирует, проверяет машины перед рейсом, обеспечивает безопасность движения).
Формировать представления о некоторых учреждениях культурно-бытового обслуживания населения (ателье, магазин, почта, больница, библиотека, об их назначении. Приобщать детей к помощи взрослым в детском саду и дома, помогать больным детям, старикам. Включать детей в работу взрослых, учить уважать результаты труда.
Познакомить детей с некоторыми фактами жизни и творчества А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и других знаменитых людей литературы и искусства.
Познакомить детей с произведениями национального искусства, например с хохломской росписью, дымковской глиняной игрушкой, русскими кружевами (с учетом национальных и местных условий).
У детей следует воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, формировать представление о том, как создается книга. Рассказать им о том, что писатель пишет рассказы, стихи.