Лучший педагог года Итоги 2024

Роль лексического запаса в полноценном развитии личности ребенка с нарушением зрения

Алена
Роль лексического запаса в полноценном развитии личности ребенка с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема развития лексического запаса занимает одно из самых важных мест в современной психологии, а вопрос о состоянии лексического запаса при различных зрительных патологиях и о закономерностях его развития является одним из актуальных вопросов. Богатый и хорошо развитый лексический запас служит средством полноценного общения и развития личности. Чем больше будет обогащен лексический запас, и более правильно построена речь ребенка, тем проще ему будет выразить свои мысли, чем шире будет его способность познавать окружающую реальность, тем более осмысленными и полноценными будут отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее будет его психическое развитие. Именно поэтому очень важно уделять особое внимание своевременному формированию и правильному развитию лексического запаса ребенка, его грамотности, а также предупреждать и исправлять различные нарушения.

У детей из-за зрительного дефекта, формирование предметно-практической деятельности, накопление опыта и информации об окружающем мире достаточно затруднено, что обусловливает специфику общения детей со здоровыми сверстниками.

Степень соотношения слова и зрительного образа характеризует качественную сторону лексического запаса. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звука слова с чувственно воспринимаемыми свойствами объекта, а усвоение их обобщенного значения основано на обобщении сенсорных данных. Только на этом основании можно овладеть общим значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче сенсорный опыт, чем многообразнее окружающий мир отражается в восприятии и представлении, тем больше способность овладеть общим значением слов и их более высоким уровнем. Ограниченная способность сенсорного познания большого количества предметов и явлений, их свойств не позволяют детям с нарушением зрения сравнивать приобретенные слова с обозначенными предметами и, тем самым, спектр значения слов становится более скудным, обедненным. Несмотря на то, что дети обычно правильно используют слова в определенном контексте, их знания, если их тщательно проверять, часто оказываются ограниченными, не основанными на конкретных представлениях, а значение слов ярко выраженно сужается - слово остается таким, как если бы оно было прикреплено к определенному атрибуту, объекту или ситуации, или слишком от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая смысл.

У детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушения словарно-семантической стороны речи, формализм использования значительного количества слов с их спецификой сенсорных характеристик. Когда ребенок с патологией зрения усваивает новое слово, например, «тетерев», которого он никогда не видел, не знает признаков данной птицы. В это же время он может очень активно использовать это слово, не имея точного представления об этой птице. Даже когда ребенок смотрит на изображение тетерева, он лишь замечает наличие головы, туловища, крыльев и ног, а наиболее характерные признаки - форма, размер, цвет оперения - остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема, набросок этого объекта.

Несмотря на то, что дети с нарушением зрения обычно правильно используют слова в определенном контексте, их знания часто оказываются вербальными при тщательном рассмотрении, не основанном на определенных представлениях, а значение слов либо неправильно сужается - слово остается как бы привязанным к одному знаку, объекту или конкретной ситуации, либо чрезмерно отвлечен от своего конкретного содержания, теряя свое смысловое значение.

У детей с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к трудовой деятельности.

Выбранным нами средством коррекции станут русские народные сказки, на основе которых была составлена программа коррекционно – развивающей работы. Огромную роль в пополнении лексического запаса и развитии речи, ребёнка играют русские народные сказки. К. Д. Ушинский в своих работах отмечал, что «средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны: это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка»

Русская народная сказка легко воспринимается ребенком с нарушением зрения, на её основе у него развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед дошкольником неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем лексиконе. Чем чаще ребенок их слышит, тем больше он впитывают гармонию слова.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки сравнения, метафоры и эпитеты, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Русские народные сказки обогащают, уточняют и активизируют лексический запас детей с нарушением зрения на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, а также развивают умения выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществлялось благодаря тому, что русские народные сказки написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

Сегодня использование сказок для развития лексического запаса у детей с нарушением зрения стало незаслуженно забываться, однако они остаются как важный и эффективный способ обогащения лексикона и средства воспитания детей. Важно отметить, что русские народные сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих школьников. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника с нарушением зрения происходит в гармонии согласованности с успешным обогащением лексического запаса, а вследствие этого и овладением грамотной, и связной речью.

Важно отметить, что процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие лексического запаса детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Игра в сказку - способствует активизации и расширению лексического запаса.

Работа коррекционно-развивающих мероприятий по развитию лексического запаса должна строиться с учетом адаптированной образовательной программой дошкольной образовательной организации, закономерностей развития лексического запаса в онтогенезе и лексического запаса детей с нарушением зрения. Основными образовательными областями работы над лексическим запасом являются уточнение и расширение значения слов в детском словаре, их актуализация. Каждое направление формирования лексического запаса имеет конкретные задачи, содержание каждого этапа работы, методы и приемы педагогического воздействия.

Для каждой области развития лексического запаса посредством русского народного фольклора нами были подобраны соответствующие русские народные сказки, потешки и загадки. Использование данных средств коррекции в процессе коррекционно-развивающего обучения способствует развитию понимания обращенной речи у детей и повышению речевой активности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что активность речевого общения у дошкольников с дефектами зрения принципиально не нарушена, но зрительное нарушение вносит специфику в процесс овладения речью и ее функциями. Формальность и недостаточно точная предметная соотнесенность слов являются особенностями лексического запаса детей с нарушением зрения.

Также важно отметить, что лексический запас формируется из зрительных образов, поэтому у детей с нарушением зрения проявляется специфика в процессе его формирования. Даже несмотря на то, что дети с данной патологией могут активно использовать в своей устной речи определенные слова, как показал анализ психолого-педагогической литературы, при тщательной проверке дошкольники не понимают полного значения слова, тем самым вместо полноценного образа предмета в памяти формируется лишь голая схема, набросок того самого предмета. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

В связи с этим, наиболее подходящим средством коррекции и являются русские народные сказки, поскольку было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития лексического запаса дошкольников и влияние художественной литературы на его развитие у детей с нарушением зрения. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития лексикона и наряду с основными методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

Актуальность темы:

Актуальность выбранной темы определяется уникальной ролью лексического запаса в формировании личности дошкольника. Психология и педагогика характеризуются особым отношением к языку и речи, поскольку они являются важнейшим средством человеческого знания и общения, каналом передачи и усвоения общих ценностей социума, средством обучения и воспитания. В то же время следует отметить, что в области педагогики и психологии проблема лексического воспитания у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения изучена недостаточно. Разработка методов и приемов профилактики и коррекции системных языковых расстройств у детей с нарушениями зрения приобретает все большее значение. Нарушение зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения приводят к медленному и искаженному формированию представлений, что, в свою очередь, влияет на развитие лексического запаса. Проблема развития лексического запаса детей с нарушением зрения изучена недостаточно в теоретических и практических исследованиях, а также ее бесспорная образовательная и социальная значимость позволяют считать исследование актуальным. Стоит отметить, опираясь на вышесказанное, что формирование и развитие лексического запаса у дошкольников требует особого внимания. В целом отражение особенности формирования и развития лексического запаса мы можем наблюдать в исследованиях Л. С. Волковой, А. Н. Гвоздевой, Н. И. Жинкиной, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, А. А. Леонтьева, А. А. Люблинской, Ф. А. Сохина, А. А. Уфимцевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. М. Шахранович и других. Индивидуальные особенности формирования лексического запаса у детей со зрительной патологией отводится в трудах М. И. Земцевой, А. Г. Литвака, Л. Н. Лиходедовой, А. Л. Лукошевичине, И. В. Новичковой, Т. П. Свиридюка, Л. И. Солнцевой. Было выявлено, что у детей с нарушением зрения часто возникает своеобразие языкового развития, которое проявляется в том, что оно не адаптируется к нормальным возрастным показателям.

Цель: Развитие лексического запаса с нарушением зрения посредством русских народных сказок.

Задачи:

1. Повысить профессиональную компетентность в области развития детей с нарушением зрения посредством русских народных сказок

2. Проанализировать педагогический опыт по развитию дошкольников с нарушением зрения посредством русских народных сказок;

3. Систематизировать профессиональные знания о современных формах, методах и приемах по развитию детей с нарушением зрения;

4. Формировать умение применять полученные знания на практике;

5. Разработать и оформить в виде консультаций и рекомендаций материалы для родителей.

6. Привлечь родителей к организации работы по развитию лексического запаса с детьми, как основополагающего для дальнейшего развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

7. Разработать систему мероприятий для детей дошкольного возраста с нарушением зрения на основе использования русских народных сказок.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Дидактическая игра и её роль в развитии ребенка 3–4 летДидактическая игра и её роль в развитии ребенка 3–4 лет Дидактическая игра и её роль в развитии ребенка 3-4 лет. Дидактическая игра - это особый вид игры, который имеет целью обучение и развитие.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль лексического запаса в полноценном развитии личности ребенка с нарушением зрения
Опубликовано: 30 января 2025 в 23:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль лексического запаса в полноценном развитии личности ребенка с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Алена (УИ 1113283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД