Ирина Ивановна Литвинова
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО
Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь происходит
его социальное рождение. И если мы хотим
вырастить нравственно здоровое поколение,
то должны решать эту проблему «всем
миром» : детский сад, семья, общественность.
(С. В. Глебова)
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС до» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Современная семья значительно отличается от своей исторической предшественницы. Сегодня родители не только признаются первыми и самыми главными воспитателями своих детей, но и получают право участвовать в принятии важных управленческих решений, оценке качества образования.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан :
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Современная наука и практика пришли к единодушному мнению о том, что качественно результативное взаимодействие семейного и общественного воспитания, создание единого воспитательно-образовательного пространства семьи и образовательного учреждения возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, партнерского сотрудничества педагогов и родителей, доверительного делового контакта между педагогом и семьей.
Поэтому перед педагогическим коллективом стоит цель – создание условий для осознания родителями престижности родительства, формирование у них умения принять на себя ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Задачи:
- создавать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий детского сада и семьи;
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- формировать у родителей активную позицию и сознательное участие в жизни своих детей.
В соответствии с поставленными задачами мы создали соответствующее методическое обеспечение.
Информационные стенды в коридорах детского сада привлекают внимание родителей к жизни в ДОУ. Информационные стенды в группах рассказывают, как живут дети, чем занимаются, как развиваются.
Концерты силами взрослых и детей и открытые занятия делают жизнь детского сада ближе, рассказывают об успехах и достижениях воспитанников, интересных находках специалистов в работе с ними.
«Родительские встречи» заменили такую форму, как «родительское собрание». Основная отличительная черта «родительских встреч» - общение в режиме партнеров: на равных, когда говорят и слушают оба, когда мнения каждого важны.
С целью оптимизации родительских отношений в нашем ДОУ организована работа семейного клуба «Здоровые дети одной планеты». Семейный клуб – перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей, способствующая формированию активной жизненной позиции участников образовательного процесса, укреплению института семьи, передачи опыта в воспитании детей, в т. ч. с задержкой психического развития.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Цель семейного клуба: объединить стремления педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о ЗОЖ у детей и потребности в ЗОЖ.
Решая задачу «формировать активную позицию и сознательное участие в жизни своих детей», следует помнить, что у разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой, т. е. планируемые мероприятия должны быть разнообразными.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
Главный результат – нормализация детско-родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать своих детей, активнее интересоваться тем, что происходит с ними в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.