елена малахова
Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия воспитателей с родителями ни воспитательные, ни образовательные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на различные мероприятия не выбираются?
Публикация «Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС» размещена в разделах
И в чем причина такой родительской пассивности? То ли все они теперь поголовно поглощены заработками, то ли стали так равнодушны к проблемам детей? А может, сами педагоги не умеют родителей заинтересовать? Ведь и такое возможно: вырвался человек с трудом на собрание, а ушел разочарованный: - «Два часа продержали, но разговоры все были вокруг да около – переливали из пустого в порожнее». Современному педагогу необходимо включать в свою работу новые нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.
Говорят, «Век живи, век учись!». Если есть стремление к совершенствованию, то педагог обязательно будет самообразовываться, и с каждым разом будет подниматься на одну ступеньку выше в вопросах реализации поставленных перед собой задач.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
• повышение педагогической культуры родителей.
• вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
• совместная работа по обмену опытом.
Цели: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях
В нашем ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.
Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт.
Основная часть
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начали с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Для выявления потребностей семей было проведено анкетирование, личные беседы, что помогло правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Поэтому я хочу поделиться с Вами, как мы работаем над этой проблемой в ДОУ.
Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и родителями воспитанника.
В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:
• нетрадиционные формы организации родительских собраний,
• мастер-классы,
• дни открытых дверей,
• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
• оказание дополнительных образовательных услуг,
• организация совместной трудовой деятельности,
• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
• консультации,
• анкетирование,
• индивидуальные беседы и др.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д., с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.
Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:
• совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
• проводим совместные досуги, развлечения, викторины;
• выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,
Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.
Взаимодействие ДОУ с семьями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:
• Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста., а также на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
• Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
• Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяют заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
• Организация и проведение дней открытых дверей;
• Прогулки-экскурсии с родителями;
Родительское собрание.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.
Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Здоровые дети - надёжное будущее.
В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарница», «Ловкие, сильные, смелые!», стать активными участниками прогулки-похода по окрестностям города, в парковую или природную зону отдыха.
Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. У взрослых появляется возможность заинтересовать ребёнка личным примером, рассказать о своих походах или прогулках на природу в детстве, вспомнить и поделиться своими впечатлениями. Из этих походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе, о своём крае. Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, который собрали. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание и забота об окружающих и близких им людей. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; приобщаются родители к активному образу жизни и оздоровлению детей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к семье.
Мастер-класс.
• Интересно проходят занятия по рисованию не традиционными способами. Благодаря практикуму: «Рисуем вместе с детьми!» родители узнают о нетрадиционных способах рисования в домашних условиях.
• Учитывая возрастные особенности детей, проводится практикум для родителей: «Учим, играя!», в котором родители узнают, много нового, например, как из предметов, имеющихся дома сделать своими руками дидактическую игру, знакомятся как игры способствуют умственному развитию детей, воспитывают их нравственные качества, заинтересовывают неусидчивых детей, помогают в подготовке к обучению в школе. Все это проводится с целью помочь родителям в их не легком труде - в воспитании детей.
Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, Дне Защитника Отечества, 8 марта, в выпускном утреннике.
В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско- родительских отношений.
В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:
• уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
• разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
• Информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
• Памятки для родителей, на интересующие их темы и с целью просвещения.
• Папки–передвижки: «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Это должен каждый знать» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Выводы:
Еще один шаг к партнерству с семьей был сделан в этом году. Необходимо и дальше совершенствовать формы сотрудничества с семьей, учитывая их запросы, социальное положение, социальный статус, ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должны занять педагоги и родители. Им следует научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Делая вывод, хочу сказать:
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования, о Программе;
• Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• вовлечь семьи в образовательную деятельность;
• поддерживать образовательную инициативу семьи;
• Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной среде, что мы и пытаемся делать.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
• совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
• размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
• повышение их активности в совместных мероприятиях.
Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.