Светлана Таныгина
Взаимодействие семьи и ДОУ: социологические исследования
▼ Скачать + Заказать документы
Семья в современном обществе рассматривается как первая социальная общность, в которой закладываются основы личностных качеств ребенка. Семья – это среда обитания, где учатся жить, приобретают первоначальный опыт общения, осваивают социальные роли, нормы и ценности.
Каждая семья индивидуальная, их традиции свойственные, только для их очага. Многие хранят и передают вещи, принадлежащие предкам: прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы. Распространенный и практичный обычай домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Молодые семьи организуют совместные спортивные игры и досуги с детьми. Существует традиция семейных советов, на которые собираются все члены семьи. Сказка на ночь также является традицией для детей дошкольного возраста. Привитие у своих детей доброго и вежливого обращения с домочадцами: пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой также приводит к семейным традициям.
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ: социологические исследования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
В силу финансовых проблем, занятости родителям наших воспитанников не хватает семейных ценностей и традиций. Поэтому мы стремимся вовлечь их в образовательный процесс детского сада, чтобы дать возможность перенять опыт семей имеющих положительные результаты в развитии и воспитании дошкольников. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Проводя соцопрос, выяснили:
50% наших родителей увлекаются творчеством
30%рукоделием
5% садоводством и цветоводством
5% спортом
5% имеют своё хобби
5% в активном поиске
Воспитатели пригласили родителей своих воспитанников принять участие в выставках поделок из природного и бросового материала. Результаты нас удивили. По регламенту выставки длились две недели, но родители с детьми увлеклись и просили ещё дополнительное время для изготовления новых поделок. При подведении итогов оказалось, что многие семьи проявили чудеса фантазии и выставили серии совместных работ. Своё семейное творчество представили родители каждой возрастной группы. На лестничных маршах были организованны и выставлены композиции на темы «Удивительное - рядом», «Очумелые ручки», «Осенний калейдоскоп», «День победы», «Новогодняя мастерская». По окончанию мероприятий участники получили благодарственные письма.
Следующим этапом в укреплении и трансляции семейных традиций у наших воспитанников стало участие в региональных и федеральных мероприятиях. Наши семьи приняли участие в конкурсе: «Нерпёнок», «Дети цветы жизни», «Весна красна», «Дружба без границ», «Скворечник». Это помогло сформировать стремление и желание активно передавать свое мастерство детям, участвовать в общем деле. Совместная творческая деятельность помогает воспитывать в детях чувство гордости и уважения к родителям, а так же развивать инициативность, самостоятельность и сплочённость семейных отношений.
Педагоги ДОУ помогли раскрыть свои секреты семейных ценностей многим мамам и привлечь их к активной совместной деятельности. Художественно - творческая деятельность является мощным фактором гармонизации личности, как для взрослого, так и для ребенка. Здесь всегда виден результат своего труда. Художественно - творческая деятельность готова послужить мостиком, объединяющая детей, родителей и воспитателей.
Организовавшие «Творческую мастерскую», цель которой поделиться своими семейными традициями, воспитатели пригласили мам и бабушек своих воспитпнников. В средней группе ОДНА ИЗ БАБУШЕК научила шить перчаточных кукол для домашних театральных постановок. В старшей группе мама - домохозяйка, много лет увлекается скрапбукингом и с большим удовольствием поделилась тонкостями этого удивительного способа самовыражения. Родительница из подготовительной группы совершенствуется в бисероплетение и дала несложные азы для начинающих. Педагог группы раннего возраста Вера Ионовна удивила всех макраме, которым долгое время успешно занимается, даря в подарок близким и знакомым результаты своего труда.
В преддверии осеннего праздника «День матери» были организованны семейные вернисажи. Взору всех присутствующих были представлены работы, имеющие семейную ценность, так как были выполнены прабабушками, бабушками и мамами. Вязание крючком из ниток «Мир салфеток» ,квиллинг «Чудо узоры»красивые предметы из полосок бумаги, путем её накручивания, картины из лент «От простого к сложному», работы из фоамирана «Любимые цветы», украшения из бисера «Всё что моднице нужно», вышивка крестикам «Мягкое удовольствие» .
В сентябре Администрацией района и комитетом по социальным вопросам был организован конкурс, «Супер бабушка» в котором приняли участие две бабушки нашего ДОУ. Они представляли свои семейные традиции, сшили костюмы, приготовили народные блюда. В ноябре в городском конкурсе «Супер мама» приняла участие РОДИТЕЛЬНИЦА с сыном Ярославом, которая представила своё хобби, изготовление объёмных цветов из бисера, гафрабумаги и тешу. Мама воспитанницы из старшей группы приняла участие в фотоконкурсе, так как фотосъёмка у них является семейной традицией и ей увлекаются все члены их большой семьи.
Мама воспитанника подготовительной группы очень любит печь для своей семьи и это у неё виртуозно получается, много раз она свои шедевры демонстрировала на совместных мероприятиях с детьми -праздниках, походах, днях рождениях. Недавно она удивила нас организовав, мастер-класс по изготовлению скульптур из солёного теста.
К творческой деятельности родителей присоединились дети, т. к. это время общения, познания друг друга, налаживания дружеских отношений. Работа над поделкой сплочению детско-взрослого коллектива. В процессе ее реализации одновременно планируются и решаются многие задачи.
В дальнейшем, мы планируем организацию кружков с участием детей, проводимые родителями, желающими передать свои бесценные традиции, мастерство, знания подрастающему поколению. Готовые обогатить мир ребёнка новыми интересными впечатлениями и реализовать свои творческие замыслы. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны их воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!
Семейные традиции расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.
Проделав большой и сложный путь педагогический коллектив пришё л к выводу:
1. Семья в жизни каждого человека играет роль носителя и проводника ценностей;
2. Современные молодые семьи не всегда осознают значимость семейных традиций в укреплении семьи, необходимость приобщения ребенка к традициям с раннего детства. В то время как именно дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования у ребенка образа семьи. Семейные традиции укрепляют в детях чувство целостности семьи, ощущении неповторимости собственного дома и уверенность в будущем;
3. Условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по приобщению дошкольников к семейным ценностям выступают: установление партнерских отношений педагогов и родителей, просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к семейным ценностям, разработка совместных проектов детского сада и семьи, направленных на формирование у старших дошкольников ценностей семьи.
4. Проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена только в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада.