Платонова Юлия
Взаимодействие ДОУ и семьи. Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие ДОУ и семьи :
Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье
Цель: Создание условий для соблюдения прав ребенка в семье.
Задачи:
1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2. Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской поддержки воспитанников;
4. Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи, Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Дошкольное детство – это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Проблемы семейного воспитания
1. Дефицит ласки, которую испытывают наши дети.
2. Синдром опасного обращения с детьми :
поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождается нанесением физической, психологической и нравственной травмы.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.
Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.
Основные формы жестокого обращения с детьми :
Физическое, – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
• малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
• боязнь физического контакта с взрослыми;
• реакция испуга на плач других детей;
• редкая улыбка и проявления радости;
• плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
• лживость, воровство;
• копирование поведения взрослых;
• агрессивность, жестокое отношение к животным;
• болезненное отношение к замечаниям, критике.
Психическое (эмоциональное,– периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
• нарушение сна, отсутствие аппетита;
• длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• беспокойство, тревожность, агрессивность;
• склонность к уединению;
• неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
• низкая самооценка;
чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение
Моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка). – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
• стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
• требование ласки и внимания;
• пассивность, подавленное состояние, апатия;
• агрессивность и импульсивность;
• неумение общаться с людьми;
• низкая самооценка.
Факторы риска, т. е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.
• нежеланный ребенок;
• наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
• нелюбимый ребенок в семье;
• сходство с нелюбимым родственником;
• нарушения в поведении ребенка,
• социальное неблагополучие семьи : - неполная или многодетная семья,
а также та, в которой постоянно возникают конфликты между
родителями;
• наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
• специфические культурные или религиозные факторы;
• низкий уровень образования
• юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
• использования физического и психического насилия в качестве наказания;
Профилактическая работа с родителями предусматривает включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, мероприятий с детьми и родителями, работу Совета дошкольного учреждения.
Работа реализуется через:
1. Планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;
2. Составление социального паспорта группы;
3. Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей,
стоящих на учете, ПДН
4. Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;
5. Заполнение личной карточки воспитанника;
6. Посещение семей;
7. Работа с инспектором по делам несовершеннолетних.
Работа воспитателя проводится в 3 этапа:
1этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.
Те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействия со сверстниками ит. д.
2этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится анкетирование родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а так же выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.
3 этап. Профилактическая работа в тех семьях, в которых нарушаются права детей.
Если вы видите жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку, обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.
Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.
Библиографический список
1. Лысова А. В. Насилие в семье – объект социальной политики в США// Социс, 2005 № 12.
2. Мачинская Н. А. Дети в современном обществе// Альманах Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева. - 2004.- № 4.
3. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье/ Сост. и ред. О. М. Здравомысловой. – М. : Едиториал УРСС. - 2003.
4. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т. Я., Цымбала Е. И. М., 2001. - ст. 8,25,31,32,36,40.
5. Кондаков И. М. Психологический словарь. – М. : СГИ, 2002.
6. Кон И. С. Дети России: насилие и защита. – М. : Прогресс,1997.
7. Платонова Н. М. Насилие в семье : особенности психологической реабилитации. - СПб. : Речь,2004.
8. Е. И. Цымбал, Жестокое обращение с детьми : причины, проявления, последствия (учебное пособие) – М: РБФ НАН, 2007