Ирина Патлина
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Советского района – 2018»
Здравствуйте Уважаемые коллеги, сегодня хочу представить Вам опыт работы на конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Советского района – 2018»
Слайд 1
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
по теме: «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Я Патлина Ирина Александровна
В 2010 году закончила «Шадринский государственный педагогический институт»
по специальности Дошкольная педагогика и психология
Воспитатель первой квалификационной категории
Данная тема выбрана не случайно. Этому выбору предшествовал тщательный анализ математического развития детей.
Слайд 2
Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».
Становление педагогического опыта осуществлялось в самостоятельной и совместной деятельности с детьми посредством проведения образовательной деятельности в режимных моментах и сотрудничества с семьями воспитанников.
В ходе изучения уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста было установлено :
При наличии определенных математических знаний и представлений дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в применении их в практической деятельности.
Проведённое анкетирование (собеседование) родителей позволило выявить:
Недостаточность знаний родителей программных требований по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе анализа результатов диагностики (детей и взрослых) определилась необходимость работы по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с семьями детей.
Слайд 4
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова и многие другие педагоги). Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольной организации должно отводиться важное место.
Взаимодействие семьи и детского сада играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной ступеней образования.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Вопросами взаимодействия педагогов и родителей занимались А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская. Они подчеркивали необходимость создания крепкого союза между семьей и воспитательным учреждением.
Слайд 5
Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р
г. Москва) математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России.
Добиться эффектного результата математического развития детей старшего дошкольного возраста, возникновения у него потребностей в получении знаний и применения их в практической деятельности возможно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста.
Дошкольное образование является одним из основных направлений реализации Концепции и предполагает внедрение системы учебных программ математического образования при непосредственном участии семьи.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений. С детьми нужно играть в математику. Одной из таких форм является математические игры и упражнения. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Слайд 6
Новизна педагогического опыта заключается в практико – ориентированном подходе применения детьми старшего дошкольного возраста математических знаний в бытовых условиях (детском саду, дома).
Инновационная направленность:
Использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством практического применения математических знаний.
Использование детьми своего жизненного опыта на практике.
Творческая направленность:
обучение в увлекательной игровой форме;
мотивация к самостоятельному выполнению;
включение практических навыков в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).
Взаимопроникновение : интеграция познавательной, коммуникативной, игровой, трудовой деятельности.
Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире.
Универсальность: возможно использования данного опыта, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.
Слайд 7
Адресность опыта
Представленный опыт работы апробирован в практической деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Слайд 8
Трудоемкость опыта
Представленный опыт работы рассчитан на два года (старшая и подготовительная к школе группа).
Дополнительные трудозатраты были на этапе подготовки дидактического и демонстрационного материала, необходимого для реализации плана работы.
При взаимодействии с родителями :
Повышение педагогических знаний родителей
Собрание. Мастер класс. Консультирование – 1 раз в квартал
Индивидуальные беседы – по мере необходимости
Сайт (ДОУ, группы) – ежемесячно
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс:
Проектная деятельность – 1 раз в год
Участие в конкурсах разных уровней – в течение года
Формирование предметно-пространственной среды - в течение года
При взаимодействии педагога с детьми :
Непрерывно образовательная деятельность – 1 раз в месяц
Индивидуальные занятия – 1 раз в неделю
Игровая деятельность – ежедневно
Проектная деятельность – 1 раз в год
Участие в конкурсах разных уровней - в течение года
При взаимодействии родителей и детей :
Проектная деятельность - 1 раз в год
Изготовление дидактических игр и пособий - в течение года
Творческие задания - в течение года
Участие в конкурсах - в течение года
Слайд 9-10
Технология опыта
Слайд 11
Формы работы
Слайд 12
Работа педагогов с детьми.
Работу по развитию у детей элементарных математических представлений я организую на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Использую все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений широко использую дидактические игры и игровые упражнения.
Также на занятиях по формированию элементарных математических представлений я использую различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Большое место в работе с детьми занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
При подборе наглядного материала учитываю требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей :
- достаточное количество предметов, используемых на занятии;
- разнообразие предметов по размерам;
- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
- динамичность (дети действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);
- художественное оформление.
Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольников, использую методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить предлагаемый учебный материал. В ходе решения каждой новой задачи дети включаются в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми на занятии. Например, игры «Найди место предмета», «Что изменилось», «Сложи круг». Помогаю детям применять математические знания в разных ситуациях, создаю условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу (дежурство по занятиям). С целью развития логического мышления, внимания использую настольную игру шашки.
Слайд 13
Работа педагогов с родителями
Для успешного взаимодействия необходимо создать единое образовательное пространство. Поэтому всю работу строю в непосредственном и тесном контакте с родителями.
В своей работе использую новейшие информационно-просветительские формы и методы работы с родительским коллективом. На родительских собраниях родители получают буклеты и памятки. Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания и развития детей, оказывают практическую помощь семье. Так же использую такие формы работы как : стендовая информация, персональный сайт педагога, страничка группы на официальном сайте ДОУ, папки-передвижки. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Проектная деятельность: При внедрении ФГОС ДО действенной формой сотрудничества является метод активного обучения – метод проектов участниками, которых являются как дети, так и родители. ( Проекты: «Шаги к математике», «Математический знайка»)
На современном этапе широко применяются информационно-коммуникационные технологии, в том числе и в дошкольном образовании. Новизной при взаимодействии с родителями является то, что они принимают участие в создании компьютерных дидактических игр в соответствии с уровнем развития наших воспитанников. Интерактивная математическая игра «Четвертый лишний»
Одной из действенных форм взаимодействия с родителями являются открытые мероприятия. «Путешествие в сказку цветик- семицветик»
Эта формы работы с родителями оказались самыми привлекательными, востребованными, полезными, потому что любое совместное мероприятие позволило родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Современные компьютерные технологии позволяют организовать педагогическое просвещение большей части родителей. Особенно эта форма востребована для тех родителей, которые не имеют возможности часто посещать детский сад, участвовать в жизни детского сада в виду различных ситуаций семьи. С целью организации помощи семье использую сеть интернет: персональный сайт воспитателя, страничка группы на официальном сайте ДОУ.
- использование мультимедийных презентаций позволяет разнообразить приемы проведения непосредственно образовательной деятельности и совместных мероприятий, наглядно представить информацию.
Слайд 14
Работа родителей с детьми – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.
Основной задачей является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела:
мастер-классы,
разработка совместных проектов,
создание электронных дидактических и математических игр,
участие в дистанционных математических конкурсах,
игротеки,
создание дидактических пособий для логико-математического развития детей,
создание игровой предметной среды для продуктивного продвижения ребенка в логико-математическом развитии,
издание семейной газеты «Логико-малыш»,
экспериментирование и исследовательская деятельность.
Слайд 15
Интеграция формирования элементарных математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически.
С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте. На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.
Слайд 16
Результативность
Проанализировав анкетирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей можно сделать вывод, что включенность родителей выросла на 24 %.
В результате проделанной работы по развитию математических представлений у детей в процессе развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребенка, о чем свидетельствует мониторинг исследования, которые определили следующие результаты.
Вывод: проведенная диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их деятельности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, создание единого образовательного пространства для математического развития ребенка способствовало тому что:
- у дошкольников, при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) повышается эффективность результатов по формированию элементарных математических представлений;
- родители становятся более компетентными в вопросах математического развития детей;
- родители заново открывают для себя радость общения с детьми.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями.
Анализ результативности моего опыта показал следующее :
у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми, родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми у детей сформировались навыки применения полученных математических знаний в практической деятельности.
Слайд 19-21
Трансляция опыта
Опыт работы по повышению уровня математического развития дошкольников путем привлечения родителей к активному участию представлялся на разных уровнях:
- Всероссийский уровень - Публикации: Ассоциация творческих педагогов России
«Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» (2014г.)
Рассударики «Творческие работы и методические разработки педагогов» (2014г.)
Педагог ДОУ «Лучший конспект НОД» (2015 г.)
Изумрудный город ««Путешествие в сказку Цветик-семи цветик» (2015г.)
Портал Педагога «Путешествие в сказку Цветик-семи цветик» (2016г.)
- Муниципальный уровень – Представление опыта работы на Р. М. О. по теме «Формирование познавательных интересов и познавательных действий у дошкольников» (2016 г.)
Участник муниципального конкурса на лучшую учебную разработку занятия (2015г., (2016г.)
Участник муниципального конкурса «Лучшее творческое занятие» (2016г.)
Участник муниципального конкурса профессионального мастерства «Урок (занятие) года» (2017г.)
Участие в районном конкурсе «Математический знайка» – 2015г.
- Институциальный уровень - Конкурс фестиваля методических идей «Использование компьютерных игр для оценки индивидуального развития детей» Познавательное развитие (2016г.)
Мастер -класс (представление опыта работы) «Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей» (2016 г.)
Слайд 25
Желаю всем хорошего настроения. Спасибо за внимание.