Папки-передвижки

Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Патлина
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Советского района – 2018»

Здравствуйте Уважаемые коллеги, сегодня хочу представить Вам опыт работы на конкурс «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Советского района – 2018»

Слайд 1

Публикация «Опыт работы „Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

по теме: «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»

Я Патлина Ирина Александровна

В 2010 году закончила «Шадринский государственный педагогический институт»

по специальности Дошкольная педагогика и психология

Воспитатель первой квалификационной категории

Данная тема выбрана не случайно. Этому выбору предшествовал тщательный анализ математического развития детей.

Слайд 2

Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».

Становление педагогического опыта осуществлялось в самостоятельной и совместной деятельности с детьми посредством проведения образовательной деятельности в режимных моментах и сотрудничества с семьями воспитанников.

В ходе изучения уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста было установлено :

При наличии определенных математических знаний и представлений дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в применении их в практической деятельности.

Проведённое анкетирование (собеседование) родителей позволило выявить:

Недостаточность знаний родителей программных требований по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе анализа результатов диагностики (детей и взрослых) определилась необходимость работы по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста при активном взаимодействии с семьями детей.

Слайд 4

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова и многие другие педагоги). Поэтому обучению дошкольников началам математике в дошкольной организации должно отводиться важное место.

Взаимодействие семьи и детского сада играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной ступеней образования.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Вопросами взаимодействия педагогов и родителей занимались А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская. Они подчеркивали необходимость создания крепкого союза между семьей и воспитательным учреждением.

Слайд 5

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р

г. Москва) математика является важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России.

Добиться эффектного результата математического развития детей старшего дошкольного возраста, возникновения у него потребностей в получении знаний и применения их в практической деятельности возможно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста.

Дошкольное образование является одним из основных направлений реализации Концепции и предполагает внедрение системы учебных программ математического образования при непосредственном участии семьи.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, развлечений. С детьми нужно играть в математику. Одной из таких форм является математические игры и упражнения. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Слайд 6

Новизна педагогического опыта заключается в практико – ориентированном подходе применения детьми старшего дошкольного возраста математических знаний в бытовых условиях (детском саду, дома).

Инновационная направленность:

Использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством практического применения математических знаний.

Использование детьми своего жизненного опыта на практике.

Творческая направленность:

обучение в увлекательной игровой форме;

мотивация к самостоятельному выполнению;

включение практических навыков в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).

Взаимопроникновение : интеграция познавательной, коммуникативной, игровой, трудовой деятельности.

Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире.

Универсальность: возможно использования данного опыта, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.

Слайд 7

Адресность опыта

Представленный опыт работы апробирован в практической деятельности. Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

Слайд 8

Трудоемкость опыта

Представленный опыт работы рассчитан на два года (старшая и подготовительная к школе группа).

Дополнительные трудозатраты были на этапе подготовки дидактического и демонстрационного материала, необходимого для реализации плана работы.

При взаимодействии с родителями :

Повышение педагогических знаний родителей

Собрание. Мастер класс. Консультирование – 1 раз в квартал

Индивидуальные беседы – по мере необходимости

Сайт (ДОУ, группы) – ежемесячно

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс:

Проектная деятельность – 1 раз в год

Участие в конкурсах разных уровней – в течение года

Формирование предметно-пространственной среды - в течение года

При взаимодействии педагога с детьми :

Непрерывно образовательная деятельность – 1 раз в месяц

Индивидуальные занятия – 1 раз в неделю

Игровая деятельность – ежедневно

Проектная деятельность – 1 раз в год

Участие в конкурсах разных уровней - в течение года

При взаимодействии родителей и детей :

Проектная деятельность - 1 раз в год

Изготовление дидактических игр и пособий - в течение года

Творческие задания - в течение года

Участие в конкурсах - в течение года

Слайд 9-10

Технология опыта

Слайд 11

Формы работы

Слайд 12

Работа педагогов с детьми.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений я организую на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Использую все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет – на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов. Для закрепления математических представлений широко использую дидактические игры и игровые упражнения.

Также на занятиях по формированию элементарных математических представлений я использую различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

При подборе наглядного материала учитываю требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей :

- достаточное количество предметов, используемых на занятии;

- разнообразие предметов по размерам;

- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

- динамичность (дети действуют с предложенным им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);

- художественное оформление.

Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольников, использую методы, которые дадут ребенку возможность осмыслить предлагаемый учебный материал. В ходе решения каждой новой задачи дети включаются в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми на занятии. Например, игры «Найди место предмета», «Что изменилось», «Сложи круг». Помогаю детям применять математические знания в разных ситуациях, создаю условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу (дежурство по занятиям). С целью развития логического мышления, внимания использую настольную игру шашки.

Слайд 13

Работа педагогов с родителями

Для успешного взаимодействия необходимо создать единое образовательное пространство. Поэтому всю работу строю в непосредственном и тесном контакте с родителями.

В своей работе использую новейшие информационно-просветительские формы и методы работы с родительским коллективом. На родительских собраниях родители получают буклеты и памятки. Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания и развития детей, оказывают практическую помощь семье. Так же использую такие формы работы как : стендовая информация, персональный сайт педагога, страничка группы на официальном сайте ДОУ, папки-передвижки. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Проектная деятельность: При внедрении ФГОС ДО действенной формой сотрудничества является метод активного обучения – метод проектов участниками, которых являются как дети, так и родители. ( Проекты: «Шаги к математике», «Математический знайка»)

На современном этапе широко применяются информационно-коммуникационные технологии, в том числе и в дошкольном образовании. Новизной при взаимодействии с родителями является то, что они принимают участие в создании компьютерных дидактических игр в соответствии с уровнем развития наших воспитанников. Интерактивная математическая игра «Четвертый лишний»

Одной из действенных форм взаимодействия с родителями являются открытые мероприятия. «Путешествие в сказку цветик- семицветик»

Эта формы работы с родителями оказались самыми привлекательными, востребованными, полезными, потому что любое совместное мероприятие позволило родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Современные компьютерные технологии позволяют организовать педагогическое просвещение большей части родителей. Особенно эта форма востребована для тех родителей, которые не имеют возможности часто посещать детский сад, участвовать в жизни детского сада в виду различных ситуаций семьи. С целью организации помощи семье использую сеть интернет: персональный сайт воспитателя, страничка группы на официальном сайте ДОУ.

- использование мультимедийных презентаций позволяет разнообразить приемы проведения непосредственно образовательной деятельности и совместных мероприятий, наглядно представить информацию.

Слайд 14

Работа родителей с детьми – это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.

Основной задачей является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела:

мастер-классы,

разработка совместных проектов,

создание электронных дидактических и математических игр,

участие в дистанционных математических конкурсах,

игротеки,

создание дидактических пособий для логико-математического развития детей,

создание игровой предметной среды для продуктивного продвижения ребенка в логико-математическом развитии,

издание семейной газеты «Логико-малыш»,

экспериментирование и исследовательская деятельность.

Слайд 15

Интеграция формирования элементарных математических представлений у детей старшего

дошкольного возраста с другими образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически.

С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте. На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.

Слайд 16

Результативность

Проанализировав анкетирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей можно сделать вывод, что включенность родителей выросла на 24 %.

В результате проделанной работы по развитию математических представлений у детей в процессе развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребенка, о чем свидетельствует мониторинг исследования, которые определили следующие результаты.

Вывод: проведенная диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их деятельности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, создание единого образовательного пространства для математического развития ребенка способствовало тому что:

- у дошкольников, при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) повышается эффективность результатов по формированию элементарных математических представлений;

- родители становятся более компетентными в вопросах математического развития детей;

- родители заново открывают для себя радость общения с детьми.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями.

Анализ результативности моего опыта показал следующее :

у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми, родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми у детей сформировались навыки применения полученных математических знаний в практической деятельности.

Слайд 19-21

Трансляция опыта

Опыт работы по повышению уровня математического развития дошкольников путем привлечения родителей к активному участию представлялся на разных уровнях:

- Всероссийский уровень - Публикации: Ассоциация творческих педагогов России

«Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» (2014г.)

Рассударики «Творческие работы и методические разработки педагогов» (2014г.)

Педагог ДОУ «Лучший конспект НОД» (2015 г.)

Изумрудный город ««Путешествие в сказку Цветик-семи цветик» (2015г.)

Портал Педагога «Путешествие в сказку Цветик-семи цветик» (2016г.)

- Муниципальный уровень – Представление опыта работы на Р. М. О. по теме «Формирование познавательных интересов и познавательных действий у дошкольников» (2016 г.)

Участник муниципального конкурса на лучшую учебную разработку занятия (2015г., (2016г.)

Участник муниципального конкурса «Лучшее творческое занятие» (2016г.)

Участник муниципального конкурса профессионального мастерства «Урок (занятие) года» (2017г.)

Участие в районном конкурсе «Математический знайка» – 2015г.

- Институциальный уровень - Конкурс фестиваля методических идей «Использование компьютерных игр для оценки индивидуального развития детей» Познавательное развитие (2016г.)

Мастер -класс (представление опыта работы) «Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей» (2016 г.)

Слайд 25

Желаю всем хорошего настроения. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Из опыт работы «Психологическая профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» В современном мире на первый план перед педагогом-психологом в дошкольном учреждении становится задача профилактики и коррекции агрессивного.

Опыт работы «Моделирование в системе развития речевой активности детей старшего дошкольного опыта» ОПЫТ РАБОТЫ МОРОЗОВОЙ ТАТЬЯНЫ ЮРЬЕВНЫ воспитателя МБДОУ детский сад №1 «Аленький цветочек» г. Карачева на тему: «Моделирование в системе.

Опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством .

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Автор.

Сборник «Математика и жизнь» логико-математического развития детей старшего дошкольного МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Карлукский детский сад общеразвивающего.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития ребёнка На пятом году жизни речь ребёнка становится разнообразной, правильнее, богаче, увеличивается активный словарь, который к этому возрасту.

Опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания» Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Опыт работы «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 октября 2018 в 20:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Патлина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД