Дарья Кулешова
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Образование без духовно-нравственного
К. Д. Ушинский
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость – ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Снижение многих показателей нравственного и духовного здоровья личности происходит в настоящее время, начиная с дошкольного возраста. Несмотря на отдельные достижения, одной из основных причин ухудшения нравственного состояния детей, в том числе и дошкольников, является разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также деструктивизация информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей. Кроме того, большинство молодых родителей, по свидетельству ученых, не готовы в полной мере к нравственному воспитанию детей.
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Духовно-нравственное воспитание – одна из сложных и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение.
Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы, компьютеров, телефонов и т. д. все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно на это и направлена программа «Социокультурные истоки», целью которой является создание условий для гармоничного развития личности как ребенка, так его родителей и педагогов.
Задача курса «истоки» в дошкольном образовании – присоединить детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Программа «Социокультурные истоки» очень интересна и значима в наше время, так как приобщение детей к социокультурным ценностям России способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям.
Группы ценностей, составляющих предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании : - Ценности родной культуры, ценности внутреннего мира человека, ценности деятельности человека, нравственные ценности, социокультурные ценности, ценности внешнего мира.
Наш детский сад участвовал в реализации проекта и является краевой инновационной площадкой «Создание единой образовательной среды на основе ценностей отечественной культуры (по программе «Социокультурные истоки»)»
Впервые программу «Социокультурные истоки» я услышала на краевом семинаре «Кирилло-мифодиевские чтения», где познакомилась с опытом применения данной программы в дошкольных организациях центральных регионов России, отметила для себя то, что в настоящее время молодое поколение дети, родители не знают свои исторические корни, традиции семьи, обычаи- свои истоки. По приезду я со своими коллегами обсудила услышанное и мы все еще больше заинтересовались этой программой, обсудили как лучше выстроить работу по данному направлению, используя данную программу, как спланировать и организовать при реализации задач образовательных областей, какие темы включить в комплексно-тематическое планирование.
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств мы в сентябре 2016 провели мониторинг детей младшего возраста, предложенный программой «Социокультурные истоки» т. 15. Показатели духовно-нравственного развития детей оценивали по следующим критериям: культура общения, культура поведения, аккуратность, отзывчивость, доброта, дружелюбие, самостоятельность, любознательность.
Анализ уровня развития детей впервые пришедших в детский сад показал, что нравственные качества сформированы у 60 % детей на среднем уровне. То есть не все дети имеют достаточные нравственные представления о честности, доброте, семье, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах, исходя из анкетирования.
А также эта программа предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому работу с родителями мы тоже выстраивали постепенно. В начале года было проведено анкетирование по духовно-нравственному воспитанию для того, чтобы понять, (как они относятся к деятельности детского сада в духовно-нравственном воспитании их детей, к работе в этом направлении.) По результатам анкетирования - 70% родителей заинтересованы в работе детского сада по данному направлению. Однако оставшиеся 30% относятся с осторожностью, или недопониманием. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. В анкете было предложено ответить на следующие вопросы: Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Как вы относитесь к участию священнослужителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ? Также в ходе анкетировано было выявлено, что большинство родителей были против участия в духовно- нравственном воспитании детей, священнослужителей.
Свою работу спланировали в следующем направлении:
• создание условий в ДОО для реализации данной программы: (разработали совместный план мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в МБДОУ детском саду № 9 с. Лончаково и МБОУ СОШ с. п. «Село Лончаково», а также план работы по духовно- нравственному воспитанию, где запланированы мероприятия с педагогами, детьми, родителями (дорожная карта, план работы прилагается).
• создание предметно- развивающей среды для организации работы; разработка части программы, разработанной участниками образовательных отношений; корректировка комплексно- тематического планирования с программой истоки
• Планирование работы с социумом.
• создавались условия для повышения профессиональной компетентности педагогов:
На протяжении всего года в нашем детском саду создавались условия для повышения профессиональной компетентности педагогов:
1. Педагогический совет на тему: «Духовно- нравственное воспитание в условиях введения ФГОС дошкольного образования
2. Семинар «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОО в соответствии с ФГОС ДО»;
3. Педагогические чтения «Духовно- нравственное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»;
4. Также районные мероприятия, участие в методическом совете, методическом ринге, районной конференции, педагогическом форуме, где мы делились своими первыми результатами.
Создание предметно-развивающей среды для организации работы.
Большое внимание уделялось предметно- развивающей среде. Для своих деток я подготовила папки с иллюстрациями «Русская народная одежда», «Фольклорные хороводные игры», «Русский быт», подобрала необходимые картины для занятий «Любимый образ», «Родные просторы» и т. д. В группе я оформила уголок «Русская изба», совместными усилиями родителей, детей нашего детского сада мы создаем мини-музей. Постепенно появляются предметы русского быта: чугунок, самовар, керосиновые лампы, народные игрушки, национальные костюмы, деревянная посуда.
Оборудованы театрализованные зоны с различными видами театров, уголки ряженья. Систематически проводим инсценировки сказок, развлечения, направленные на социализацию детей, на обогащение их социокультурного опыта.
В вариативную часть основной общеобразовательной программы, мы добавили задачи части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- Развитие духовно- нравственных ценностей личности;
- Формирование эмоционально- образного восприятия ближней и дальней среды развития (почему мир называется добрым? Какими словами можно наполнить образ мамы);
- Формирование личностного отношения к окружающему миру (кого можно назвать верным другом? Какие добрые слова помогают в жизни)
- приобщение к истории возникновения родного села;
- познакомить с культурой и традициями русского народа и коренных народов Дальнего Востока.
- формирование духовно- нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
На основании мониторинга с детьми по программе «Социокультурные истоки», мы увидели, что дети мало знают про свою семью, традиции и т. д. исходя из этого мы скорректировали комсплексно-тематическое планирование добавили темы:
«Моя семья»
«Родное (село)»
«Родная природа»
«Родная культура».
Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. В группе проводятся тематические беседы.
Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй» и др. Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники.
В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом.
Наш детский сад тесно взаимодействует с:
1. Библиотека с. Лончаково, (экскурсии, посещение мероприятий ко дню детской книги и т. д.)
2. Музей МБОУ СОШ с. Лончаково (экскурсии с целью ознакомления русского быта, истории села и т. д.)
3. Кино-досуговый центр с. Лончаково (совместные мероприятия, игры, чтение стихотворений в памятные даты)
4. пограничное отделение с. Лончаково (экскурсии ко Дню защитника отечества, открытые занятия, военно-патриотическая игра «Зарничка» (Приложение №___)
А особенно большая работа ведется по преемственности МБДОУ детский сад- школа.
1. Совместные мероприятия (развлечения, праздники, открытые просмотры);
2. Экскурсии;
3. Целевые экскурсии к памятнику;
4. Совместное участие в педагогическом форуме.
В наше детском саду при ознакомлении с народной культурой используется не только художественная литература, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Большое место в приобщении детей к народной культуре у нас занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Традиционными для нас праздниками стали- масленица, она проходит с весёлыми шутками, играми, пением, угощением блинами, Пасха проводится веселыми играми, соблюдая традиции, расписываем яйца. Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать, Ивана-Купало. В моей группе и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего. Так же ежегодно мы празднуем «День семьи». Чтим память героев Великой Отечественной Войны, помним и гордимся их подвигами. В нашем саду проводятся мероприятия, посвященные Дню Великой Победы, встречи с ветеранами боевых действий и героями труда. Организуем экскурсии к мемориалам, где наши дети возлагают цветы, сделанные своими руками.
Также эта программа предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому уделяем большое внимание взаимодействию с семьей с родителями, проводим:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы);
- анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию;
-наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки и т. д.
-экскурсии;
- посещение семей на дому;
-совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;
Проведенный в мае 2017 мониторинг (Истоковедение, том 15, издательский дом «Истоки», 2013) социокультурного развития детей показал, что уже имеются положительные результаты, проанализировав уровень присоединения и включённости родителей группы в реализацию программы, увидели, что родители все больше проявляют интерес к реализации данной программы в детском саду, больше участвуют в мероприятиях, активно принимают участие в конкурсах, выставках, мероприятия такого рода направлены на приобщение, сближение, сплочение семей со своими детьми и с сотрудниками детского сада.
В ходе нашей совместной работы я увидела, что дети больше знают про христианские праздники, свою семью, могут адекватно оценивать свои поступки, различают добро и зло. И это не может не радовать, так как в настоящее время это очень важно, чтобы ребенок стал достойной личностью, а большая часть родителей стали положительно относиться к присутствию священнослужителей на мероприятиях.
Также выяснили, что родители стали более внимательны ко всему окружающему, чаще стали говорить ласковые и добрые слова.
Сегодня наши родители:
-повышают общий уровень педагогической культуры;
-более активны в присоединении к ведущему виду детской деятельности – игре;
-пересматривают детско-родительские отношения в сторону гуманизации;
-определяют для себя ценностные жизненные установки, пересматривают цели развития ребенка в условиях семьи и дошкольного учреждения.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.
Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.