Получи документы

Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников

наталья поликарпова
Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее десятилетие взаимоотношения семьи и детского сада изменились. Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребёнка в семье.

Детский сад оказывает семье, как институту общества, огромную поддержку. Педагоги ведут работу с будущими мамами, консультируют родителей, дети которых посещают детский сад. Успешность решения задач воспитания и развития ребёнка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном деле воспитания. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем, в том числе и в вопросах повышения эстетической культуры и воспитанников.

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников» размещена в разделах

Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному существованию. Дети уже в самых малых лет тянутся к тому, что им кажется красивым, ярким, манящим своей формой и цветом.

Недаром уделяется такое серьёзное внимание окраске и фактуре тех игрушек (шариков, колечек, мячиков, кубиков, которые первыми попадают в руки малышей. Важно, чтобы эти игрушки были праздником для осязания и зрения. В сущности эти игрушки и есть первые предметы из мира прекрасного, попадающие в сферу внимания ребёнка. С этого и начинается эстетическое воспитание ребёнка, привитие ему чувства прекрасного, понимания красоты. Дети приглядываются ко всему, что их окружает, гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Их пугает и отталкивает всё уродливое, безобразное. Зато как они радуются и цветам, и блеску снега, и берёзке, и новому красивому платью мамы! Почти у всех детей развито настороженное отношение к некрасивому, безобразному. Ребёнок верит, что за прекрасной внёшностью всегда живёт красивая сущность и наоборот Красота и добро сливаются для ребёнка воедино.

С самых ранних лет родителям надо помогать ребёнку постигать прекрасное. Сначала красивая игрушка, милая песенка, первый лёгкий стишок под красивой картинкой… А потом уже книги посерьёзнее, и убранство комнаты, и платье для куклы, хорошая музыка, и стихи с последующем разговоре о них, и зелёное раздолье полей, манящее вдаль во время летней прогулки, и хороший спектакль в детском театре, и разделённое с ребёнком волнение, которое породил интересный фильм…

Книга самый первый и добрый помощник семьи в эстетическом воспитании ребёнка. Очень важно, чтобы родители отбирали для чтения ребёнку умные и добрые книги. Чтобы привить ребёнку хороший эстетический вкус, родителям надо умело руководить чтением. Всем с детства знакомы русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Зайкина избушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его переживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребёнка появляется эмоциональное отношение к окружающему.

Изобразительное искусство – ещё один мощный источник художественно-эстетического воспитания в семье. Рисование часто является для ребёнка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Рисовать ребёнок должен с первых лет жизни, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве и находил в этом источник радости. В детских рисунках проявляется острая наблюдательность, умение во всём найти нужное и интересное, искренняя увлечённость, взволнованность.

Каждый ребёнок должен не только уметь рисовать, но и обладать развитым художественным вкусом, уметь видеть окружающий мир во всей красоте его линий, форм, красок. Разговоры о том, что если у ребёнка нет таланта, то ничего уже не поделаешь, - абсурдны. Ведь речь идёт не о подготовке художников-профессионалов, а о художественном воспитании ребёнка. Не каждый может стать писателем, но научиться наслаждаться художественным достоинством стихотворения, повести, романа, может каждый. Научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, развивать умение и желание творить прекрасное в повседневной деятельности – обязанность не только детского сада, но и родителей. Важным условием для реализации этой задачи является благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к художественным интересам и проявлениям ребёнка. Индивидуальный подход к ребёнку в семейных условиях может быть осуществлён в полной мере.

Задача воспитателя детского сада, находясь в тесном взаимодействии с родителями, заботиться о художественном развитии ребёнка в условиях семьи. На собрании в начале учебного года мы знакомим родителей с основными задачами эстетического воспитания и даём ряд конкретных советов для осуществления этих задач. Знакомимся с условиями, в которых живёт каждый ребёнок, какие в семье созданы условия для изобразительной деятельности, заботятся ли родители о том, чтобы малыш мог дома рисовать, лепить интересуемся, какие впечатления получает ребёнок дома, развивают ли родители у детей наблюдательность на прогулках в парк, лес в разное время года, обращают ли внимание на красоту окружающей природы.

Даём рекомендации о создании в семье благоприятных условий для эстетического развития, чтобы каждый ребёнок мог приобщиться к изобразительному искусству. На успешное приобщение ребёнка к художественной практике влияет организация пространственно-предметной среды в квартире. Например, рекомендуем: для занятий изобразительной деятельностью у ребёнка должно быть в комнате определённое, хорошо освещённое место, свет должен падать с левой стороны, стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Ему необходимы фломастеры, цветные карандаши, шариковые ручки, детские ножницы, клеящий карандаш, корзинка для бумаг и папка для хранения рисунков. Бумаги нужно много. Можно сделать для ребёнка маленький мольберт, чтобы он учился рисовать стоя и мог посмотреть на свой рисунок издали. Существуют особые краски для малышей, пятна от которых легко смываются водой.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду являются основой приобретения ребёнком художественного опыта. В процессе работы знакомим родителей с особенностями изобразительной деятельности дошкольников, помогаем им понять своеобразие детского рисунка, лепки, объясняем, как руководить процессом творчества ребёнка. Советуем родителям бережно относиться к первым рисункам своих детей. Конечно, родителям, если они не художники и не педагоги, самим бывает трудно руководить изобразительной деятельностью детей, но нужно помнить, что фундамент эстетического отношения к действительности закладывается в раннем детстве, когда очень многое зависит от родителей. Развивать художественный вкус ребёнка, пробуждать в нём любовь к искусству, учить его внимательно и с живым интересом всматриваться в окружающую жизнь, чувствовать и понимать её, - вот главная задача, которая не требует каких-то специальных знаний, а лишь желания, терпения и любви к своему ребёнку… Главное заинтересовать, зажечь, пробудить интерес к самостоятельному творческому труду, сохранять у ребёнка свежесть восприятия, развивать у него творческую инициативу, целеустремлённость, поддержать интерес к изобразительному искусству.

Если родители хотят приобщить ребёнка к прекрасному, то им нужно поставить задачу собственного эстетического развития. Совместное увлечение взрослых и детей изобразительным искусством создаёт в семье духовную близость, заинтересованность. Личный пример родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи в значительной степени влияет на потребность детей в приобщении к прекрасному. Изобразительное искусство предоставляет широкие возможности совместного выполнения ряда работ всей семьёй, например, оформление квартиры к празднику, изготовление ёлочных игрушек. Совместная работа приносит и детям, и родителям творческое удовлетворение, приводит к взаимопониманию.

Практика работы детского сада с семьёй показала, что многие родители, недооценивают роль изобразительного искусства на формирование эстетического видения действительности ребёнком.

В условиях семьи детей знакомят с произведениями изобразительного искусства эпизодически. При этом родители не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребёнка, не знают методики ознакомления дошкольников с живописью. Поэтому в этом вопросе очень необходима просветительская работа педагогов детского сада с родителями. Основная задача детского сада в этом направлении видится в том, чтобы родителям привить интерес к изобразительному искусству, сформировать умение пользоваться определёнными методическими приёмами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей.

В план взаимодействия с родителями важно включить вопросы, которые затрагивают область художественного воспитания, изобразительного искусства. Например, такие темы: «Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников», «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста», «Приобщение ребёнка к искусству в семье».

С целью сообщения родителям знаний об искусстве в детском саду можно оформить стенды, фотовитрины, разместить на них репродукции картин художников всех жанров живописи с краткой аннотацией о том, что характерно для каждого жанра изобразительного искусства. Привести изречения известных мыслителей прошлого, художников, искусствоведов, педагогов и психологов о роли искусства в жизни и воспитании людей. Оформить стенд на тему «Дети об искусстве», на котором помещают результаты обследования индивидуальных особенностей восприятия детьми какого-либо жанра живописи можно в каждой группе. На данном стенде могут разместить свои статьи воспитатели, старший воспитатель, заведующий детским садом. Это значительно повысит интерес родителей к изучаемой теме. Можно оформить тематические выставки: «Родителям об искусстве», «Домашний музей», «Мир в рисунках детей». В «Домашнем музее можно представить наборы альбомов, репродукций картин художников, образцы открыток по темам: «Пейзаж», «Натюрморт», «Жанровая живопись», «Портрет», набор и размещение эстампов, репродукций на стене в комнате по временам года, жанру или подбираются произведения одного художника.

Мы используем и папки-передвижки. В папках-передвижках раскрываем такие вопросы: «Что такое живопись?», «Воспитываем интерес к живописи», «Учим понимать живопись», «Формируем эмоционально-личностное отношение к содержанию картин» и др. Здесь же размещается статья воспитателя о значимости приобщения детей данной группы к живописи, об уровне усвоения ими произведений искусства. В статье размещены методические советы, на что обращать внимание в процессе рассматривания репродукций, какими методами раскрывать суть художественного произведения, в какое время наиболее эффективно рассматривать репродукции картин с детьми дома, как длительно. В папках передвижках рекомендуется размещать педагогическую литературу, список репродукций, а также чистый лист с заголовками: «Ваши наблюдения» («Ваш семейный опыт», «Ваши замечания». Такие листы помогают детскому саду обобщать и распространять опыт семейного воспитания детей средствами изобразительного искусства.

Изучение материалов папок-передвижек сопровождается консультациями-практикумами на темы: «Как смотреть картину?», «Средства выразительности в живописи», «О чём говорят картины?», «В музей с ребёнком», «Как организовать домашний музей». Организуют их в форме деловой игры. Воспитатель показывает родителям, как в условиях семьи познакомить ребёнка с живописью, что ему рассказать, как вызвать интерес к произведению искусства. Примерные темы: «Узнаем о природе из картин художников», «Подбери музыку к картине», «О чём нам расскажет картина?». Консультации-практикумы проводятся как в детском саду, так и в музее, в этом случае консультацию для родителей проводит экскурсовод.

Консультации в виде вопросов и ответов лучше проводить после того, как родители изучат материалы папки-передвижки, организуют дома игры с ребёнком.

Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании играет музейная педагогика. Встреча ребёнка с культурным наследием русского народа развивает у ребёнка чувство прекрасного. Для этого в развивающей среде периодически организуем вместе с родителями мини-музеи: «Музей матрёшек», «Русская изба».

Приобщение детей к изобразительному искусству осуществляется с помощью разнообразных форм: посещение художественных музеев, галерей, мастерских художников, экскурсий в природу, просмотра кинофильмов по изобразительному искусству, оформление квартиры к празднику, занятия живописью, декоративно-прикладным искусством и т. д.

Несмотря на многообразие форм работы, которые можно использовать для приобщения детей к прекрасному в семье и детском саду, для систематического полноценного развития их творческих способностей рекомендуем организовывать посещение детьми студий, кружков изобразительного искусства.

Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс эстетического воспитания ребёнка различными видами художественной деятельности.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир прекрасного.

Публикации по теме:

Взаимодействие с семьями воспитанников с учётом ФГОС ДО Проблема: пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерная занятость родителей, недоверие родителей к педагогам,.

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников Вот уже много лет наше дошкольное учреждение проводит работу по участию родителей воспитанников в конкурсах поделок из природного материала.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность.

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования (из опыта работы) Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения родительской компетенции. Система в дошкольного образования, является первой ступенью в системе непрерывного образования. Процесс модернизации образования предъявил.

Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.

Взаимодействие детского сада и семьи — условие повышения качества образования Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Взаимодействие инструктора по физкультуре с социумом как фактор повышения качества образования в ДОУВзаимодействие инструктора по физкультуре с социумом как фактор повышения качества образования в ДОУ Одним из направлений работы МКДОУ "Детский сад № 18 "Ромашка" г. Шадринска по формированию навыков здорового образа жизни является воспитание.

Взаимодействие с родителями воспитанниковВзаимодействие с родителями воспитанников Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания дошколят. На данном этапе.

Взаимодействие с семьями воспитанников. Рекомендации для родителей. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важнейшим условием обеспечение целостного развития личности ребёнка является развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников
Опубликовано: 7 июня 2016 в 13:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем наталья поликарпова (УИ 715032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД