наталья поликарпова
Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее десятилетие взаимоотношения семьи и детского сада изменились. Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребёнка в семье.
Детский сад оказывает семье, как институту общества, огромную поддержку. Педагоги ведут работу с будущими мамами, консультируют родителей, дети которых посещают детский сад. Успешность решения задач воспитания и развития ребёнка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнёров в совместном деле воспитания. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем, в том числе и в вопросах повышения эстетической культуры и воспитанников.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников» размещена в разделах
Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному существованию. Дети уже в самых малых лет тянутся к тому, что им кажется красивым, ярким, манящим своей формой и цветом.
Недаром уделяется такое серьёзное внимание окраске и фактуре тех игрушек (шариков, колечек, мячиков, кубиков, которые первыми попадают в руки малышей. Важно, чтобы эти игрушки были праздником для осязания и зрения. В сущности эти игрушки и есть первые предметы из мира прекрасного, попадающие в сферу внимания ребёнка. С этого и начинается эстетическое воспитание ребёнка, привитие ему чувства прекрасного, понимания красоты. Дети приглядываются ко всему, что их окружает, гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Их пугает и отталкивает всё уродливое, безобразное. Зато как они радуются и цветам, и блеску снега, и берёзке, и новому красивому платью мамы! Почти у всех детей развито настороженное отношение к некрасивому, безобразному. Ребёнок верит, что за прекрасной внёшностью всегда живёт красивая сущность и наоборот Красота и добро сливаются для ребёнка воедино.
С самых ранних лет родителям надо помогать ребёнку постигать прекрасное. Сначала красивая игрушка, милая песенка, первый лёгкий стишок под красивой картинкой… А потом уже книги посерьёзнее, и убранство комнаты, и платье для куклы, хорошая музыка, и стихи с последующем разговоре о них, и зелёное раздолье полей, манящее вдаль во время летней прогулки, и хороший спектакль в детском театре, и разделённое с ребёнком волнение, которое породил интересный фильм…
Книга самый первый и добрый помощник семьи в эстетическом воспитании ребёнка. Очень важно, чтобы родители отбирали для чтения ребёнку умные и добрые книги. Чтобы привить ребёнку хороший эстетический вкус, родителям надо умело руководить чтением. Всем с детства знакомы русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Зайкина избушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его переживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребёнка появляется эмоциональное отношение к окружающему.
Изобразительное искусство – ещё один мощный источник художественно-эстетического воспитания в семье. Рисование часто является для ребёнка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний. Рисовать ребёнок должен с первых лет жизни, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве и находил в этом источник радости. В детских рисунках проявляется острая наблюдательность, умение во всём найти нужное и интересное, искренняя увлечённость, взволнованность.
Каждый ребёнок должен не только уметь рисовать, но и обладать развитым художественным вкусом, уметь видеть окружающий мир во всей красоте его линий, форм, красок. Разговоры о том, что если у ребёнка нет таланта, то ничего уже не поделаешь, - абсурдны. Ведь речь идёт не о подготовке художников-профессионалов, а о художественном воспитании ребёнка. Не каждый может стать писателем, но научиться наслаждаться художественным достоинством стихотворения, повести, романа, может каждый. Научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, развивать умение и желание творить прекрасное в повседневной деятельности – обязанность не только детского сада, но и родителей. Важным условием для реализации этой задачи является благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к художественным интересам и проявлениям ребёнка. Индивидуальный подход к ребёнку в семейных условиях может быть осуществлён в полной мере.
Задача воспитателя детского сада, находясь в тесном взаимодействии с родителями, заботиться о художественном развитии ребёнка в условиях семьи. На собрании в начале учебного года мы знакомим родителей с основными задачами эстетического воспитания и даём ряд конкретных советов для осуществления этих задач. Знакомимся с условиями, в которых живёт каждый ребёнок, какие в семье созданы условия для изобразительной деятельности, заботятся ли родители о том, чтобы малыш мог дома рисовать, лепить интересуемся, какие впечатления получает ребёнок дома, развивают ли родители у детей наблюдательность на прогулках в парк, лес в разное время года, обращают ли внимание на красоту окружающей природы.
Даём рекомендации о создании в семье благоприятных условий для эстетического развития, чтобы каждый ребёнок мог приобщиться к изобразительному искусству. На успешное приобщение ребёнка к художественной практике влияет организация пространственно-предметной среды в квартире. Например, рекомендуем: для занятий изобразительной деятельностью у ребёнка должно быть в комнате определённое, хорошо освещённое место, свет должен падать с левой стороны, стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Ему необходимы фломастеры, цветные карандаши, шариковые ручки, детские ножницы, клеящий карандаш, корзинка для бумаг и папка для хранения рисунков. Бумаги нужно много. Можно сделать для ребёнка маленький мольберт, чтобы он учился рисовать стоя и мог посмотреть на свой рисунок издали. Существуют особые краски для малышей, пятна от которых легко смываются водой.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду являются основой приобретения ребёнком художественного опыта. В процессе работы знакомим родителей с особенностями изобразительной деятельности дошкольников, помогаем им понять своеобразие детского рисунка, лепки, объясняем, как руководить процессом творчества ребёнка. Советуем родителям бережно относиться к первым рисункам своих детей. Конечно, родителям, если они не художники и не педагоги, самим бывает трудно руководить изобразительной деятельностью детей, но нужно помнить, что фундамент эстетического отношения к действительности закладывается в раннем детстве, когда очень многое зависит от родителей. Развивать художественный вкус ребёнка, пробуждать в нём любовь к искусству, учить его внимательно и с живым интересом всматриваться в окружающую жизнь, чувствовать и понимать её, - вот главная задача, которая не требует каких-то специальных знаний, а лишь желания, терпения и любви к своему ребёнку… Главное заинтересовать, зажечь, пробудить интерес к самостоятельному творческому труду, сохранять у ребёнка свежесть восприятия, развивать у него творческую инициативу, целеустремлённость, поддержать интерес к изобразительному искусству.
Если родители хотят приобщить ребёнка к прекрасному, то им нужно поставить задачу собственного эстетического развития. Совместное увлечение взрослых и детей изобразительным искусством создаёт в семье духовную близость, заинтересованность. Личный пример родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи в значительной степени влияет на потребность детей в приобщении к прекрасному. Изобразительное искусство предоставляет широкие возможности совместного выполнения ряда работ всей семьёй, например, оформление квартиры к празднику, изготовление ёлочных игрушек. Совместная работа приносит и детям, и родителям творческое удовлетворение, приводит к взаимопониманию.
Практика работы детского сада с семьёй показала, что многие родители, недооценивают роль изобразительного искусства на формирование эстетического видения действительности ребёнком.
В условиях семьи детей знакомят с произведениями изобразительного искусства эпизодически. При этом родители не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребёнка, не знают методики ознакомления дошкольников с живописью. Поэтому в этом вопросе очень необходима просветительская работа педагогов детского сада с родителями. Основная задача детского сада в этом направлении видится в том, чтобы родителям привить интерес к изобразительному искусству, сформировать умение пользоваться определёнными методическими приёмами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей.
В план взаимодействия с родителями важно включить вопросы, которые затрагивают область художественного воспитания, изобразительного искусства. Например, такие темы: «Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников», «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста», «Приобщение ребёнка к искусству в семье».
С целью сообщения родителям знаний об искусстве в детском саду можно оформить стенды, фотовитрины, разместить на них репродукции картин художников всех жанров живописи с краткой аннотацией о том, что характерно для каждого жанра изобразительного искусства. Привести изречения известных мыслителей прошлого, художников, искусствоведов, педагогов и психологов о роли искусства в жизни и воспитании людей. Оформить стенд на тему «Дети об искусстве», на котором помещают результаты обследования индивидуальных особенностей восприятия детьми какого-либо жанра живописи можно в каждой группе. На данном стенде могут разместить свои статьи воспитатели, старший воспитатель, заведующий детским садом. Это значительно повысит интерес родителей к изучаемой теме. Можно оформить тематические выставки: «Родителям об искусстве», «Домашний музей», «Мир в рисунках детей». В «Домашнем музее можно представить наборы альбомов, репродукций картин художников, образцы открыток по темам: «Пейзаж», «Натюрморт», «Жанровая живопись», «Портрет», набор и размещение эстампов, репродукций на стене в комнате по временам года, жанру или подбираются произведения одного художника.
Мы используем и папки-передвижки. В папках-передвижках раскрываем такие вопросы: «Что такое живопись?», «Воспитываем интерес к живописи», «Учим понимать живопись», «Формируем эмоционально-личностное отношение к содержанию картин» и др. Здесь же размещается статья воспитателя о значимости приобщения детей данной группы к живописи, об уровне усвоения ими произведений искусства. В статье размещены методические советы, на что обращать внимание в процессе рассматривания репродукций, какими методами раскрывать суть художественного произведения, в какое время наиболее эффективно рассматривать репродукции картин с детьми дома, как длительно. В папках передвижках рекомендуется размещать педагогическую литературу, список репродукций, а также чистый лист с заголовками: «Ваши наблюдения» («Ваш семейный опыт», «Ваши замечания». Такие листы помогают детскому саду обобщать и распространять опыт семейного воспитания детей средствами изобразительного искусства.
Изучение материалов папок-передвижек сопровождается консультациями-практикумами на темы: «Как смотреть картину?», «Средства выразительности в живописи», «О чём говорят картины?», «В музей с ребёнком», «Как организовать домашний музей». Организуют их в форме деловой игры. Воспитатель показывает родителям, как в условиях семьи познакомить ребёнка с живописью, что ему рассказать, как вызвать интерес к произведению искусства. Примерные темы: «Узнаем о природе из картин художников», «Подбери музыку к картине», «О чём нам расскажет картина?». Консультации-практикумы проводятся как в детском саду, так и в музее, в этом случае консультацию для родителей проводит экскурсовод.
Консультации в виде вопросов и ответов лучше проводить после того, как родители изучат материалы папки-передвижки, организуют дома игры с ребёнком.
Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании играет музейная педагогика. Встреча ребёнка с культурным наследием русского народа развивает у ребёнка чувство прекрасного. Для этого в развивающей среде периодически организуем вместе с родителями мини-музеи: «Музей матрёшек», «Русская изба».
Приобщение детей к изобразительному искусству осуществляется с помощью разнообразных форм: посещение художественных музеев, галерей, мастерских художников, экскурсий в природу, просмотра кинофильмов по изобразительному искусству, оформление квартиры к празднику, занятия живописью, декоративно-прикладным искусством и т. д.
Несмотря на многообразие форм работы, которые можно использовать для приобщения детей к прекрасному в семье и детском саду, для систематического полноценного развития их творческих способностей рекомендуем организовывать посещение детьми студий, кружков изобразительного искусства.
Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс эстетического воспитания ребёнка различными видами художественной деятельности.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир прекрасного.