Кристина Кин
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения родительской компетенции.
▼ Скачать
Система в дошкольного образования, является первой ступенью в системе непрерывного образования. Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование. Ключевой вопрос модернизации – это повышение качества образования.
В условиях вариативности образования, разнообразие запросов родителей на разные виды образовательных услуг, управление качеством дошкольного образования предполагает установление приоритетов качества:
- условий для успешного образовательного процесса,
Публикация «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения родительской компетенции,» размещена в разделах
- оптимальной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении,
- мониторинг результатов работы с детьми,
- обеспечение преемственности всех степеней образования.
Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на развитие ребенка.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. За воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». В организации работы по повышению компетенции родителей, важная роль принадлежит использованию современных форм взаимодействия. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задача воспитания, методы организации игровой среды, подготовки его к обучению в школе.
Задача дошкольного учреждения – создать атмосферу общественности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов – вовлечение родителей в педагогический процесс. Для активации решения проблемы было проведено исследование. Применялись традиционные формы работы : родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и т. д. результаты показали, что родители предпочитают получать информацию по другим каналам – через телевидение, радио, интернет, чтение педагогической литературы. Однако знания, воспринимаемые из разных источников, не помогают им по следующим причинам: они слишком общие не касаются лично ребенка и даются в сложной форме. Необходима адаптация традиционных форм работы с родителями к современным условиям. Низкий уровень развития компетенции родителей не позволяют им занять активную позицию в образовательном процессе. Цель педагогического образования родителей – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании. Поэтому важно проводить педагогическую пропаганду для каждого конкретного родителя. Важно рассказать родителям именно об их ребенке, его достижениях и трудностях в процессах воспитания и обучения.
В детском саду широко используется активные формы работы для педагогического просвещения родителей с целью ознакомления их с инновационной деятельностью: презентации новых прграмм и технологий, отчеты творческих групп, опросы и анкетирование с целью изучения общественного мнения о работе ДОУ, изучение запроса семей на образовательные услуги и т. д.
Очень удобной и эффективной формой работы с родителями считается наглядная информация. Отличным средством привлечения внимания взрослых являются информационные стенды. Преимущество – доступность и наглядность, удобная форма для передачи важной и оперативной информации. Привлекают своим вниманием и стенды творчества для детей. Целью этой формы наглядной пропаганды – тематические выставки – являются дополнением к словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, образцами игрушек, игровых материалов, сделанными руками детей, родителей, воспитателей. Эффективным становятся встречи с родителями аудиторией, где результативным являются практические действия с игровым заданием, игровым примером.
Успешной работе дошкольного учреждения по повышению педагогической компетенции родителей способствует использование модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на идее партнерства, реализации системы активного включения родителей в педагогический процесс.