Приложение МААМ

Роль воспитателя в организации дидактических игр (1 фото)

Ефимова Наталья
Роль воспитателя в организации дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из средств воспитания дошкольников является игра, особенно важное место занимают дидактические игры. Обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Поэтому руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства и такта. Так как через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру как деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую их общению, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию детского коллектива.

Публикация «Роль воспитателя в организации дидактических игр» размещена в разделах

Используемые в работе с дошкольниками дидактические игры способствуют решению многих задач: имеются игры, содействующие сенсорному воспитанию, логическому мышлению, игры на развитие и усвоение родного языка, математических представлений, игры, отражающие явления природы, окружающей жизни, игры на развитие моторики – мелких мышц рук, движений в заданном пространстве, на усвоение пространственных отношений и др.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.

Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной игры детей.

Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению тематики игр, обогащению содержания, уточнению игровых действий, овладению детьми ролевым поведением, проявлению доброжелательных отношений.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на детей и сам выполняет разнообразные роли. То он является прямым участником игры и через роль, незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу детей, сопереживает с детьми радость игры, «верит в правду игры». Иногда он, как очевидец, рассказывает о каком-либо событии и создает лишь соответствующий настрой и поддерживает его походу игры. А то вспоминает занимательную историю из своего детства и возбуждает у детей желание играть. Иногда воспитатель и не включается в игру, но как умелый, умный и чуткий режиссер, ничего не предлагая детям, не ограничивая их инициативы, сохраняя и оберегая самодеятельный характер игры, радостный настрой детей, руководит развитием игровых действий детей, выполнением ими игровых правил и ведет детей незаметно к определенному результату. Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющее игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимания; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре, неожиданные для детей сюрпризы, которые воспитатель вводит в игру; элемент ожидания, показывающий живой интерес воспитателя к игре и др. Руководя игрой, воспитатель ничего прямо не предлагает, он осуществляет свое руководство так, что его влияние сохраняет непринужденность игры и вместе с тем является целенаправленным.

Самое важное – обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре : как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания.

Компетентный в общении педагог прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно.

Роль педагога заключается в том, чтобы участвовать в игре на равноправных позициях, в качестве игрового партнёра. Стоит заметить, что обеспечение равноправности позиций в общении с ребёнком или группой детей начинается уже с пространственных условий.

Первое условие – пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно быть оптимальным для установления контакта. Не стоит разговаривать с играющими детьми, находясь далеко от них и повышая при этом голос. Нужно подойти к играющим детям и ни в коем случае не подзывать их к себе.

Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне». Самое естественное в этом случае – присесть перед ребёнком и установить контакт глазами, посмотрев ребёнку в глаза.

При организации групповых разговоров с детьми необходимо садиться таким образом, чтобы все участники разговора могли видеть друг друга. Оптимальной для этого является форма круга.

Самое важное в игре – это наше отношение к ней.

Вступая в диалог с ребёнком, постараться в беседе с ним держать паузу. Это нужно для того, чтобы ребенок мог высказаться. Пауза помогает ребёнку разобраться в своих чувствах и мыслях. Нужно уважать мнения и чувства ребёнка.

В общении с детьми нужно использовать позитивные сообщения. В случаях, связанных с ошибками, неудачами или попытками сделать что-то по-своему позитивное сообщение педагога должно содержать в себе поощрение действовать дальше. Сказать: «Спасибо, ты очень старался», «Так уже гораздо лучше», «Пробуй ещё», «У всех бывают неудачи». Такие высказывания побуждают к дальнейшим действиям.

Дидактическая игра открывает несравненно большие возможности для проявления инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предполагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего, за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Конечно, эти качества речи формируются не только в дидактической игре, но здесь они могут быть условием решения игровой задачи. И воспитатель ставит это условие : «Сказать коротко, но ясно, сказать так, чтобы поняли». Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является ее результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.

Таким образом, на основе вышеизложенного выступления можно определить, что руководство дидактическими играми включает :

1) отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение и место роли игры в системе воспитания и обучения, взаимосвязи и взаимодействия игры с другими формами обучения;

2) проектирование самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата;

3) руководство ходом игры и обеспечение активной роли в игре всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям и событиям

Роль воспитателя в организации дидактических игр
Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-дидактических игр по математике у детей от 5–7 лет» Консультация для родителей на тему " Роль сюжетно-дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей от.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышамиРекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Детство – это период, когда в ребенке закладываются.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль воспитателя в организации дидактических игр
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 16:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль воспитателя в организации дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ефимова Наталья (УИ 2888470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД