Плотникова Анастасия
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в группе младшего дошкольного возраста (2–3 года)
Добрый вечер уважаемые родители!
Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, т. е. после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых.
Публикация «Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в группе младшего дошкольного возраста (2–3 года)» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
К трем годам речь для ребенка становится не потребностью, а средством познания окружающего мира. Поэтому развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилия родителей. Так как в этом возрасте у детей велика склонность к подражанию – это благоприятный фактор для развития активной речи.
Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.
1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша.
Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».
2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый спешит притупить свою понятливость и временно становится «глухим» и «не понимающим». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.
6. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».
7. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами — через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять.
8. Музыкальные игры. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Сначала ребенок про-говаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте — вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.
9. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это?
Физиологи, проведя множество исследований, пришли к выводу, что формирование «речевых» зон коры головного мозга напрямую зависит от развития двигательных импульсов пальцев рук, иными словами, развитие подвижности рук стимулирует речевое и умственное развитие малыша.
У детей третьего года жизни мелкая моторика развивается быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков. Ребенок предпринимает определенные действия, чтобы получить новую информацию : он не только бросает, трогает, ломает игрушки, тем самым изучая их. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.
Развитию мелкой моторики у ребенка способствует практически вся деятельность, которой занимается ребенок в дошкольном возрасте.
Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук.
В современном мире родители все чаще могут услышать от воспитателя детского сада, что у ребенка недостаточно развита мелкая моторика. Некоторое время назад много приходилось делать с помощью рук, сегодня же практически вся детская обувь на липучках, куртки на заклепках и т. д. Это удобно, но это минус для развития мелкой моторики детей.
Существуют способы развития мелкой моторики рук, которые можно без труда использовать для игры с ребенком в домашних условиях.
1 способ - нанизывание.
Нанизывать можно все что угодно (пуговицы, бусы, макароны, кусочки бумаги, сухие листья) и на что угодно (палочки, трубочки, шнурок, нить).
2 Способ - сортирование.
Сортируем предметы используя крупы, предметы с разными формами, поверхностью, наполнением.
3 способ - ощупывание.
Ощупываем мешочки с разными крупами, предметы с различной текстурой и другое.
4 способ - поиски.
В ёмкости размещаем основную массу однородного наполнителя - крупа, песок, шары и др. В нее помещаем предмет - ребенок ищет руками предмет, спрятанный на дне.
5 способ - отщипывание.
Отщипываем от куска пластилина, от листа бумаги, от комочка шерсти.
6 способ - шнуровка.
Игры со шнуровками подготавливают малыша к освоению более сложных навыков – лепке, рисованию. Ребенок учится подобным образом концентрировать зрительное внимание, координировать свои движения, осваивать тонкие движения пальцев.
7 способ - лепка.
Данный вид занятия способствует развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков.
8 способ - рисование
Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики.
Рисуем пальчиками, кистью, карандашом, песком, крупой, пластилином, зубной пастой, нитью, шерстью.
И выполнение определё нных заданий:
- рисование по трафаретам;
- штриховка;
- рисование по фигурным линейкам;
- работа с занимательными прописями специально для младших дошкольников.
9 способ - игры с пальчиками.
Используются пальчиковые игры, пальчиковый театр. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Фруктовая ладошка
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка,
начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.
10 способ - массаж.
Массаж с использованием подручных материалов, игры.
Упражнение «Блины»
Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой)
Мы блинов напекли! (а затем по правой руке.)
Первый дадим зайке, (Массируют большой палец.)
Зайке-попрыгайке.
А второй лисичке, (Массируют указательный палец.)
Рыженькой сестричке.
Третий дадим мишке, (Массируют средний палец.)
Бурому братишке.
Блин четвёртый - котику, (Массируют безымянный палец.)
Котику с усами,
Пятый блин поджарим (Массируют мизинец.)
И съедим мы сами!
11 способ - расстегивание пуговиц и кнопок.
Чтобы развить подобный моторный навык, лучше выбрать специальные игрушки с пуговицами, кнопками и навесными петельками (на предметах одежды это будет сделать сложнее). Малыш должен научиться расстёгивать и застегивать пуговицы различные по диаметру.
12 способ - игры с предметами быта.
В качестве тренажеров развития мелкой моторики прекрасно подойдут предметы домашнего обихода, вещи из «мира взрослых». Покажите, как поворачивать ручку и открывать дверь, нажимать на кнопку звонка или лифта, набирать номер на телефоне и т. д. Подобные занятия укрепят мышечную силу рук, разовьют координацию движений.
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.
На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводится систематически воспитателями и родителями. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес к играм и приведёт к положительному результату в развитии мелкой моторики.
Занимаясь со своим малышом увлекательными развивающими играми, Вы удивитесь, как же быстро он учится!
На этапе становления речи для малыша так же очень важен эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми.
Я надеюсь, что теперь вы будете чаще общаться со своими малышами. Особенно хочется обратиться к мамам – вы первые и самые важные учителя.
Спасибо за внимание!