Османова Ольга Сайгидовна
Родительское собрание «Скоро в школу» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи: Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе. Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах. Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы.
На повестке:
Публикация «Родительское собрание „Скоро в школу“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» ноябрь 2019
1. Выступление воспитателя группы о роли родителей в подготовке детей к школе.
2. Выступление будущего учителя. По программах начального обучения школы.
3. Вручение благодарственных писем родителям за активное участие в группе.
Воспитатель задает вопрос:
"Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному обучению?"
Примерные ответы:
1. Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы;
2. Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать 3. предметы, выделять главное;
4. Ребенок проявляет мало инициативы, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Выступление воспитателя : Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок – это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений. Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается. Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.
Готовность к школе – это определенный уровень. Существуют психологическая готовность к школе, она включает:
Психофизиологическая, мотивационная,познавательная,
Социально-личностная
Психофизиологическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности, как:
Возраст, состояние здоровья,работоспособность и внимательность. режим дня, нагрузки.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу.
Включает такие понятия, как: хочу, могу, добьюсь успеха, установки.
Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе.
Познавательная готовность характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Она включает:
Развитие мышления
Интуитивное мышление
Логическое мышление
Абстрактное мышление
Умение выделять главное
Понимание и использование логических связей
Понимание общих закономерностей
Мышление:
Вербальное
Слова, предложения
Образное
Изображения символы, схемы, знаки
Память включает в себя:
Зрительная
Слухо-речевая
Моторика это:
Развитие руки
Штриховка
Элементы письма
Комментирование
Речь:
Словарный запас
Произвольное владение речью
Фонематический слух
Социально-личностная готовность включает в себя:
активность, инициативность, самостоятельность
организованность и ответственность
навыки общения
адекватная самооценка
Социально-личностная готовность. Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности со взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
При поступлении в школу ребё нок должен знать:
свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, название страны и ее столицы; знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета, уметь пересчитывать группы предметов в пределах 20, уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов, уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно, уметь объединять предметы в группы : мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные, уметь находить в группе предметов лишний,уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение, иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах, иметь пространственные представления: право-влево, вверх-вниз, под, над; уметь культурно общаться с другими детьми, слушать старших и выполнять их распоряжения.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком.
Игровой тренинг (практическая часть) с участием детей группы :
1. На кухне
«Давай искать слова на кухне»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга»
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку (или на тарелку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые, «соленые», «горькие» слова.
2. «Приготовим сок»
Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т. д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т. д.
3.«Один – много»
Образовывать: множественное число имё н существительных: кастрюля - кастрюли, чашка - чашки;
«Назови ласково»
существительные с уменьшительными суффиксами: стакан - стаканчик, тарелка - тарелочка, вилка - вилочка;
4.«Сосчитай»
Учить использовать числительные с существительными: 1 машина, 2 машины, 5 машин;
«Невидимка»
Употребление существительных в родительном падеже. Есть машина, нет машины
5. «Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок)
6. «Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
7.«Скажи наоборот»
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.
Мама. Я вижу высокий дом. -Ребенок. Я вижу низкий дом.
Мама. У меня острый нож. -Ребенок. У меня тупой нож.
«Отгадай загадку»
«Белый камень в воде тает». (Сахар)
«В одной бочке два теста». (Яйцо)
«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль)
«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)
Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:
«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)
«Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень)
Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.
9. Деление слов на слоги. (при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов)
10. Составление предложений по опорной картине.
11. «Где спрятался звук в слове?»
Необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей готовности к школьному обучению.
Итак, уважаемые родители, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие "Ребенок готов к школьному обучению" (высказывание родителей) :
Школьная готовность если обобщать все, о чем мы сегодня говорили:
это сплав знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
это способность к сотрудничеству и преодоление трудностей, положительного отношения к школе и учебе.