лариса васютина
Продуктивное взаимодействие дошкольников со сверстниками в процессе выполнения упражнений и соревновательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.
Рациональное сочетание разных видов занятий по физкультуре, утренней гимнастике, подвижных игр и физических упражнений во время прогулок, физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой, времени для самостоятельной двигательной активности воспитанников и активного двигательного отдыха создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
Публикация «Продуктивное взаимодействие дошкольников со сверстниками в процессе выполнения упражнений и соревновательной деятельности» размещена в разделах
В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым, сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только с взрослыми людьми, так как самые наилучшие отношения ребенка с взрослым остаются неравноправными, потому что взрослый воспитывает и учит, а ребенок подчиняется и учится. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами дети дошкольного возраста обретают такие качества, как взаимное доверие, добросердечность, стремление к совместной работе, способность дружить, отстаивают свои права, рационально решают возникающие конфликты. Ребенок, обладающий позитивным опытом взаимодействия с ровесниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, таким образом, растет его творческая независимость, социальная компетенция. Дошкольник, «смотрясь в сверстника», лучше выделяет в самом себе конкретные действия и качества. Исходя из этого, можно полагать, что присутствие сверстников в процессе взаимодействия является необходимым условием формирования саморегуляции.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре и к общечеловеческим ценностям. Ребенок дошкольного возраста – это, прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника должен осуществляться успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. И о том, что каждый ребенок талантлив, знают все педагоги. Поэтому главная задача взрослых - помочь ему найти себя. В каждом дошкольном образовательном учреждении создаются все необходимые условия для раскрытия физических способностей, богатого творческого, интеллектуального потенциала воспитанников.
Именно с целью привлечения общественного внимания к решению вопросов выявления и поддержки талантливых детей проводятся различные спортивные мероприятия.
Спортивные мероприятия позволяют максимально приблизиться к детям и их родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование в области физическое развитие, но и развить индивидуальные способности и задатки ребенка, проявить творческий потенциал, и конечно, укрепить здоровье. Система работы, целенаправленна на воспитанников с высокой двигательной активностью и выраженными моторными способностями. Как показала практика, в процессе занятий, репетиций у дошкольников происходит оптимальное сочетание различных видов детской деятельности (познавательно-коммуникативной, игровой, двигательной, что определенно способствует улучшению, как физической, так и социальной адаптации детей в современном мире.
Исходя из опыта своей работы, могу отметить, что каждый ребенок индивидуален и к каждому нужен свой подход. Нам часто приходится с детьми выступать, учувствовать в конкурсах, в соревнованиях, да и просто на занятиях нужно сделать так, чтобы дети во время работы хорошо взаимодействовали, доброжелательно общались, проявляли друг к другу заботливое отношение.
Организация соревнования – непростое дело, которое требует соблюдения ряда важных условий. Прежде всего, нужно выбрать способных и одаренных детей, состязание должно быть честным, справедливым и открытым. Детям должен быть понятен не только сам ход игры, но и система начисления очков или баллов. Для них очень важно, чтобы в соревновании присутствовал дух игры, поэтому при его организации необходима яркая атрибутика (легенда, названия команд, девизы, лозунги, кричалки, звания и награды). Соревнование должно быть проникнуто духом доброжелательности и товарищеской взаимопомощи, нельзя допускать возникновение жесткой конкуренции среди детей, конфликтных ситуаций и стремления захватить лидерство любой ценой. Именно в процессе соревнования дети стремятся максимально проявить себя и показать все имеющиеся у них знания и умения. Соревнование воспитывает у ребят волевые качества, стимулирует развитие творческой активности, ответственности и инициативы.
Дети дошкольного возраста проявляют особый интерес к спортивным играм и упражнениям. Они способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физических способностей детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи). Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
У каждого детского сада сложились свои традиции в работе по укреплению и оздоровлению дошкольников. Наш сад живет в установившемся ритме традиционных мероприятий, формирующих атмосферу дружбы, доверия, взаимопонимания, это различные спортивные праздники и развлечения.
Подготовка детей к спортивным городским соревнованиям достаточно ответственная и большая работа не только участников, но и всего коллектива.
Создание хорошей команды – дело не одного дня. Результат же этой работы в огромной мере зависит от психологической культуры инструктора. Стиль общения в хорошей команде, товарищеский, не допускающий возвышения одних членов команды за счет других. Необходимо сделать так, чтобы каждый член команды думал «мы», но не «я». Инструктору важно ориентироваться в межличностных отношениях в команды.
Во время соревнований или даже просто в игре, некоторые дети часто обижаются и плачут, что они не победили, не выиграли, и тут инструктору важно донести до ребенка, что это всего лишь игра, сегодня победил один, а завтра может победителям станешь именно ты. Я всегда говорю, детям, что все были молодцы и хорошо все работали и за это обязательно получаете медали, чаще всего ребята начинают улыбаться, вытирают слезы и оказывается все не так уж плохо.
Так же очень важно воспитывать в детях организованность в групповых действиях.
Многие современные исследователи в области физического воспитания дошкольников (М. А. Рунова, В. Г. Алямовская, В. Г. Фролов, Г. П. Юрко, Э. Я. Степаненкова, Л. Д. Глазырина, и др.) работают над проблемой, как сделать, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, увлекательными, познавательными. Они считают, что традиционная система занятий с детьми недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает инструкторов к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду.
Выход из этой ситуации есть – использование альтернативных, нетрадиционных физкультурных занятий в дошкольных организациях. Всё разнообразие в проведении альтернативных физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.
Все занятие должно быть построено в игровой, непринужденной форме, приветствуется музыкальное сопровождение, доброжелательный и спокойный голос педагога, что благоприятно влияет на организованность и деятельность детей не только на занятиях, но и при подготовке детей к соревнованиям, к участию в различных конкурсах.