Людмила Росянова
Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА- ДЕТСКИЙ САД № 110
Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
(из опыта работы)
Воспитатель : Росянова Л. А.
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир
природы с безграничным богатством явлений, с
неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
В. Сухомлинский
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.
Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.
Для того чтобы личность ребенка развивалась, чтобы он становился «субъектом собственной жизни», ему необходимо овладевать средствами и способами взаимодействия с миром: средствами и способами познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и Здоровья, общения с миром, его оценивания в соответствии с этими законами.
Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно:
· малый объем накопленных знаний и опыта
· несмотря на стремление к самостоятельности, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми
· неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности
· ограниченная возможность работы (самостоятельной) с источниками информации.
В связи с вышесказанным, обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.
В работе с младшими дошкольниками мы реализуем следующие виды проектов :
· исследовательско-творческие, в ходе которых дети экспериментируют, а затем с помощью взрослых оформляют свои результаты в виде газет, детского дизайна и т. д.
· ролево-игровые с элементами творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей художественных произведений и решают поставленные проблемы со своей точки зрения;
· информационно-практико-ориентированные, в ходе которых дети производят сбор информации и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
· творческие, в которых оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
В любом случае основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения в процессе экологического воспитания является развитие свободной творческой личности ребенка. При этом задачи проектной деятельности следующие :
· обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
· развитие познавательных способностей;
· развитие творческого воображения;
· развитие творческого мышления;
· развитие коммуникативных навыков.
В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это :
· вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
· формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Неоценима роль сотрудничества с родителями при реализации проектов, так как основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили праздники, походы, экскурсии.
Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.
Главная задача родителей:
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во весь пример.
Кроме просветительной работы с родителями большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.
Для того чтобы возник проект, необходима коллективная игровая проблемная ситуация, которая «захватила» бы всех. Когда у ребенка есть игровая проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, происходящими в детском саду, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи, товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности.
Поэтому цель наших проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности : познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую, ценностно-ориентированную, коммуникативную.
Как правило, в младшем дошкольном возрасте проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством воспитателя. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках.
Мною разработан ряд проектов для младших дошкольников. «Птицы нашего участка», «Зима», «Волшебница вода», «Как растет зелёный лук», «Путешествие в мир насекомых», «Жук такой хорошенький, спинка вся в горошинку»
В рамках экологического воспитания дошкольников мы разработали информационно-практико-ориентированный проект «Птицы нашего участка». Эта тема по ознакомлению детей с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
В ходе данного проекта на подготовительном этапе мы использовали работу с семьёй - педагогические ширмы и консультации, в которых родителям давались конкретные, практические советы по теме: «Птицы родного края», где родители получили ответы на интересующие их вопросы. Например, что нужно рассказать ребёнку о птицах, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же родителям предлагались серии вопросов, которые они будут решать вместе с ребёнком дома, на природе. Через ширму знакомили детей и родителей с народными приметами о птицах, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Полученные знания дети фиксировали в своих работах по рисованию, лепке и коллективной аппликации.
Для расширения представлений детей о зиме. Формирования у детей представления о зимних природных явлениях. Нами был реализован проект «Зима». Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними забавами; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей младшего возраста.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воде - стали залогом выживания на нашей планете. Поэтому в рамках экологического воспитания был разработан познавательно – исследовательский проект «Волшебница вода». Ведь именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования бережного отношения, заботы, любви к природе, а в контексте нашей темы – и воде. Ознакомление детей со свойствами воды строился в ходе экспериментов, наблюдений, в процессе бесед об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа производилась не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации познавательный фильмов, во время трудовых действий в уголке природы. Обращали внимание на ежедневные изменения погоды. Использовали картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи о воде.
Так же в младшей группе был реализован проект «Как растет зелёный лук». На первом этапе дети знакомились со свойствами почвы, что все растения около участка держатся за неё корнями. С помощью родителей организовали огород на окне, посадили лук – крупный и мелкий, в воде и в земле. Наблюдая за его ростом, дети сделали вывод: что у лука, посаженного в воду – раньше появилось перо, и он вырос крупнее, чем тот который в земле. В ходе проекта дети научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, а главное видеть результат своего труда.
Следующий краткосрочный экологический проект «Путешествие в мир насекомых». Участие детей в проекте позволило сформировать у них представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность. Весна - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу.
Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, и потому наша задача состояла в том, чтобы вовремя поддержать интерес детей к окружающей природе и на основе этого здорового интереса познакомить с жизнью насекомых.
Так как в нашем регионе весна наступает рано, поэтому на участке ДОУ часто можно встретить разных насекомых. Но чаще всего внимание детей привлекает жучок с яркой окраской и черными точечками, т. е. божья коровка. Дети хотели рассмотреть ее поближе, мы предложили рассмотреть насекомое на листочке. Божья коровка стала переползать с листочка на ладошку и никого не боялась. Так создалась предпосылка для познавательно – творческого проекта «Жук такой хорошенький, спинка вся в горошинку»
Все наши экологические проекты по продолжительности краткосрочные, в силу психофизиологических особенностей, ребенок младшего дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.
При работе над проектами крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований. В этой связи я применяла различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников.
Результативность
В результате проделанной работы мы убедились, что дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.
Таким образом, мы еще раз убеждаемся и подчеркиваем необходимость использования проектно – исследовательской деятельности в дошкольном возрасте для развития ценного, личностно-значимого отношения к природе, потому что именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Главное не упустить важный и ответственный «период первоначального фактического склада личности», так как сегодня экологическое воспитание – это прежде всего, нравственно-ценностное образование.
Литература:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»;
2. Программа экологического образования «Мы» автор Н. Н. Кондратьева;
3. Программа «Наш дом – природа» автор Н. А. Рыжова;
4. «Экологические занятия в ДОУ» автор Т. М. Бондаренко;
5. «Любовь к природе воспитываем с детства» автор С. Н. Николаева;
6. «Экологические занятия в детском саду» автор О. А. Воронкевич.