Дралова Елена
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе литературно-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей много веков подряд находится в центре внимания общества.
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни.
В настоящее время в силу сложившихся обстоятельств нравственное развитие ставится на первое место в воспитании.
Публикация «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе литературно-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Нравственно-эстетическое воспитание – очень актуальная и сложная проблема и настоящего времени. Современный период в российской истории и образовании – это время смены ценностных ориентиров. Поменялись жизненные приоритеты молодежи, произошла деформация традиционных для российского общества моральных норм и нравственных установок.
К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту, их отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.
В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Понятие «нравственно-эстетическое воспитание» очень широко. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, человек правильно ориентируется в окружающей жизни. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально необходимые требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка, воспитать такие социально значимые качества, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, активную жизненную позицию, потребность в самосовершенствовании, смелость.
Проблемой нравственности и нравственного воспитания занимались такие исследователи как: А. А. Анциферова, О. М. Вотинова, С. И. Гессен, В. В. Зайцев, Е. Смирнова, Е. В. Субботский, И. Сушкова, В. Холмогорова; формирования гуманности: О. В. Авраменко, Л. В. Безрукова; формирования этикета и дружеского взаимодействия: П. А. Белашова, Т. А. Владимирова, В. Я. Воронова.
Обобщение опыта современных педагогов и методистов свидетельствует о том, что эстетическое и нравственное развитие дошкольников неразрывны. Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих авторов, должна быть направлена на эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль; на формирование потребности в совместных действиях с целью усовершенствования мира.
Целью нравственно-эстетического воспитания является воспитание человека, чувствующего и ценящего доброе и прекрасное (в слове, образе, поступке, отношениях и др.); охрана и укрепление его духовного, физического и психического здоровья; выявление, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Основными задачами нравственно-эстетического воспитания дошкольников выступают :
- формирование системы ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка, а также нравственным и эстетическим критериям;
- воздействие педагога на нравственно-эстетическую сферу личности как системообразующую основу внутреннего мира ребенка;
- влияние на эмоционально-мотивационную сферу ребенка;
- интериоризация гуманистических ценностей содержания образования.
Реализация задач данного направления воспитания эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Художественная литература как важнейший компонент культуры призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями (О. Н. Ларионова).
На сегодняшний день в теории и практике дошкольного образования имеет место противоречие между социальным заказом на реализацию нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса, а также противоречие между педагогической необходимостью решения задач нравственно-эстетического воспитания и отсутствием должного содержания и направленности современной системы дошкольного образования на формирование нравственно-эстетического отношения дошкольника к окружающему миру.
В работе по нравственному воспитанию используется ряд методов, которые направлены на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, сюжетно – ролевые игры, разбор проблемных ситуаций и интегрированные занятия.
Следует иметь в виду, что почти на любом занятии (по развитию речи, изобразительной деятельности, математике и логике и др.) можно предусмотреть осуществление задач нравственного воспитания. Можно использовать также другие методы: вопросы к детям, побуждающие к ответу («Что бы ты сделал, как поступил, если бы… мальчик упал и расшиб ногу?»; «Что бы ты показала знакомой девочке, если бы она приехала в твой родной город в гости, куда бы ее повела?»); рассматривание картинок, на которых изображены различные ситуации и т. п. Методы этой группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно–наглядного характера с практической деятельностью детей.
Проанализировав, можно выделить следующие личностные нравственные качества, этические нормы, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы :
Вежливость – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините» (Э. Мошковская, «Волшебное слово»).
Уважительность – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать (Е. Михаленко «В дороге»).
Честность – умение говорить правду про себя в любой ситуации (Л. Н. Толстой «Косточка», Е. Михаленко «Признание»).
Совестливость – способность испытывать чувство стыда за свои поступки (Л. Н. Толстой «Два товарища», В. Осеева «До первого дождя», Л. Пантелеев «Трус»).
Сострадательность – умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно (В. Катаев «Цветик–семицветик»).
Скромность – умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным (Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»).
Дружелюбие – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку (сказки «Теремок», «Рукавичка»).
Также сюда можно добавить такие качества как аккуратность, бескорыстие, внимание к другому человеку, великодушие, взаимопомощь, доброта, заботливость, любовь (к близким, Родине, природе, нежность, настойчивость, отзывчивость, ответственность, справедливость, смелость, сочувствие, сопереживание, трудолюбие, уважение к старшим, целеустремленность, чуткость. Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина страны.
Знания дошкольников о нравственных нормах, собственные жизненные наблюдения часто бывают неполными, разрозненными. Поэтому рекомендуется использовать разные формы работы:
– рассказ воспитателя из личного опыта,
– различные этические беседы,
– чтение художественной литературы,
– драматизации,
– обсуждение сказочных, литературных героев,
– сюжетно-ролевые игры,
– проблемные ситуации,
– словесные, настольно-печатные, дидактические игры и упражнения.
Этические беседы помогают дошкольникам освоить нормы и правила нравственного поведения. Это помогает убедить детей в необходимости выполнения таких норм, научить выделять нравственную сторону, осмыслить собственный образ Я.
Задачи этической беседы заключаются в следующем:
– формирование нравственных представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков;
– развитие способности оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников, литературных героев и др. ;
– развитие умения использовать правила нравственного поведения.
Рекомендуется подбирать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, литературу, где дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные чувства.
Материалом для бесед могут служить конкретные факты из жизни детей и взрослых, образы художественной литературы. В ходе бесед дети получают знания не только о нравственных нормах и соответствующих им поступках, но и о внутреннем мире человека, его переживаниях и мотивах поведения. Яркие художественные образы эмоционально воздействуют на ребенка, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.
Художественные произведения знакомят и упражняют ребенка в нравственных поступках, в дальнейшем формируя нравственные качества. Нравственный урок усваивается маленьким читателем, если переживается им, как нечто личное. Необходимо вызвать у ребенка сопереживание настроения, понимание чувств и поступков изображаемых героев. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты, то цель достигнута.
Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего, это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов — Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г. -Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др. Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним.
Ключевое значение для развития морально-нравственных качеств имеет не художественное произведение само по себе, а следующая за ним беседа о прочитанном материале. Беседуя с ребятами о произведениях важно, чтобы они подробнее рассказали о главном герое, а воспитатель должен помочь выделить главное качество героя и обосновать оценку. Например, при беседе по сказке «Дочь и падчерица» можно спросить: кто вам нравится в сказке и почему? что можно сказать о дочке мачехи? кто остался наказан и как? чему учит сказка? какие пословицы можно применить к героям?
Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги.
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Когда речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.
Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
Нравственное воспитание будет осуществляться особенно успешно, если дети смогут осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то необходимо помочь им выделить главное качество персонажа и обосновать свою оценку.
Например, чтение С. Михалкова «Как друзья познаются», Л. Толстого «Лев и собачка», Е. Пермяка «Надежный человек», В. Катаева «Цветик–семицветик», К. Ушинского «Сила – не право», А. Гайдара «Чук и Гек» и используются для того, чтобы продолжить разговор с детьми о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде.
Для воспитания у детей гуманного отношения к животным рекомендуется знакомить детей с произведениями Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка», А. Куприна «Белый пудель», М. Горького «Воробьишко», рассказами В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина.
И, конечно, самые большие возможности в воспитании у детей положительных эмоций - у сказок. В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана надеждой человечества в торжество добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так сильно воздействие сказки на внутренний мир ребёнка.
Если добрая девочка из сказки Одоевского «Мороз Иванович» попадает в колодец к Морозу, и он награждает ее серебром да бриллиантами за труд и заботу о нем, то ленивую завистливую девочку «награждает» только ледяной сосулькой, что является наказанием за лень и грубость.
Русская народная бесхитростная сказка, «Репка» переходит из поколения в поколение. Её пересказывают дети и взрослые, показывают в театре. Она привлекает к себе внимание тем, что дед вырастил очень большую репку, а маленькая мышка помогла вытащить её из земли – так понимают сказку малыши.
Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания, переживания за судьбы героев. Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравиться маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»… В сказках дети слышали также поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые запоминались детьми и могли исполняться и отдельно.
Примеры из детской литературы позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, особенности тех или иных переживаний и многообразие человеческих характеров, но воспитатели недооценивают роль литературного образования в этом процессе. Как отмечает Л. М. Гурович, задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Литературное образование дошкольников включает в себя и знакомство детей с писателями и поэтами, их творчеством, с книгами и иллюстрациями.
Дети уже в раннем возрасте способны нравственно воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы, потешки, песни, стихи, сказки, «приятные гармонические цветовые сочетания, доставляя детям радость, развивают их способность воспринимать красивое». Одним из самых эффективных средств нравственного воздействия на детей всегда было устное народное творчество.
В очень многих сказках описываются красоты природы, воспевается красота девушки и доброго молодца, одобряется аккуратность в быту, трудолюбие, воспевается героическая борьба богатыря с темными силами, враждебными человеку.
Своеобразные поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. В характерах и «поведении» лисы, медведя, волка, собаки, кошки и т. п. - врагов и друзей человека - воплощены, разумеется, человеческие характеры, но, в тоже время, в сказках повествуется о повадках и особенностях естественной жизни данных животных, входящих в самое содержание их эстетических образов. Естественно, что детьми раннего возраста легче воспринимается последнее, а с возрастом они начинают осмысливать и первое, что, в свою очередь, еще более повышает воспитательное значение сказок.
Образность сказок облегчает эстетическое восприятие их детьми. В герое обычно весьма ярко и выпукло показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются во многих событиях и разных положениях.
Если в младшем возрасте нравственное воспитание строилось на последовательном и систематическом восприятии ребенком небольших, но ярких и образных сказок о животных, бытовых сказок и анекдотов, то для более старшего возраста используются большие и сложные сказки о неведомо дальних краях, о жизни других народов и т. п.
Особенность нравственных понятий состоит в том, что они обязательно предполагают момент оценки, причем альтернативной: добрый, честный, смелый - хорошо; ленивый, злой, лживый - плохо. Поэтому освоение нравственных понятий не может сводиться к познавательной деятельности. Мало знать, что такое лживость, тщеславие или чуткость, необходимо, чтобы соответствующие качества обусловили и определенное эмоциональное переживание человека. А также для успешного усвоения нравственных понятий детям нужно уметь детально анализировать сказку, поступки положительных и отрицательных персонажей с позиций общественных норм поведения и делать соответствующие моральные обобщения.
Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказки А. С. Пушкина», «Книги о труде», «К. И. Чуковский» и др. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре дошкольники смотрят фильмы, спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.
Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой, продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, словотворчестве, играх-драматизациях.
Один из любимых видов детской деятельности – рисование. Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии (Зайчика, Чебурашку, золотую рыбку). Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев; с увлечением лепят по мотивам любимых произведений.
Хорошо известна тяга ребёнка к сочинению сказок, рассказов и стихов. Желание детей высказаться – естественно. Дети придумывают продолжение сказки, рассказа на заданную тему, с незримо присутствующим в них нравственным воспитательным значением, а также инсценируют понравившиеся произведения. Эстетические переживания помогают детям активно выражать своё отношение к персонажам. Перевоплощаясь в героев, переживая и действуя за них, дети могут обнаружить своё понимание не только их характера, но и мотивов поведения. Дети, если исполнение роли увлечет их, ставят себя на место изображаемого персонажа и как бы живут его жизнью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в художественной литературе выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Благодаря сказке, дети не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу, черпают первые впечатления о справедливости. Сказки позволяют сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей. Этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мировоззрения детей, их нравственной, художественной, экологической культуры.
Детская художественная литература силой своей образности и особенной конкретности воздействует на эмоции детей, вызывая эти чувства. Кроме этого, при чтении художественной литературы ребенок становится эмоциональным соучастником: человеческих отношений, общественных событий и исторических фактов, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и происходящих событиях. Художественная литература вызывает иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Поэтому мы подчеркиваем, что, именно, в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественных произведений. Эта сила находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя и свои отношения с другими людьми, на свои поступки и дела.