СВЕТЛАНА ШОСТАК
Коррекция диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных направлений работы дошкольной образовательной организации является формирование у детей диалогической речи как способности решать вербальными средствами актуальные для них жизненные задачи. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания задавать вопросы. Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст.
Публикация «Коррекция диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе познавательной деятельности» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В последние годы исследователи отмечают увеличение числа детей с общим недоразвитием речи : так в 2010 году таких детей насчитывалось - 1, 8%, то в 2015году – 2,2%. При этом исследователь Н. В. Новоторцева отмечает, что 59 % воспитанников ДОО старшего дошкольного возраста не обладают достаточной хорошо развитой диалогической речью.
В процессе разработки коррекционной работы использовались методические указания и рекомендации Г. В. Чиркиной, В. П. Глухова, В. К. Воробьевой и др. Предлагаемая нами методика коррекции диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, состоит из трёх этапов.
I. Подготовительный этап. На данном этапе основные задачи – это установление эмоционального положительного контакта с детьми, развитие умения вступать в диалогическое взаимодействие с партнером, устанавливать контакт со сверстниками, развивать умение слушать и слышать партнёра, реагировать на его высказывания, учить использовать слова – «мне кажется», «честно говоря», формировать умения речевого этикета, развитие познавательной активности. На этом этапе мы пополняли и обновляли предметно – развивающую среду группы, способствующую развитию познавательной деятельности дошкольников, активизации диалогической речи.
Данные коррекционно-развивающие задачи решались нами как во время индивидуальных и фронтальных формах логопедической работы, так и при организации непосредственно образовательной деятельности детей, и в других режимных моментах. Основой для организации совместной и самостоятельной деятельности служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной в перспективном плане тематикой: «Осень. Периоды осени», «Овощи», «Фрукты», «Перелётные птицы» и др.
II. На основном этапе проводилась непосредственная работа по преодолению нарушений диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе развития познавательной деятельности. В качестве основных методов развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи использовались следующие:
- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
- схематичное моделирование этапов и результатов элементарной поисковой деятельности;
- вопросы, стимулирующие детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
- метод «первой пробы» применения результатов собственной познавательной деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Также в организации познавательной деятельности мы стимулировали детей к коммуникации через вопросы: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?» и метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
III. На заключительном этапе закрепляли полученные знания и умения, направленные на развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности.
Таким образом, коррекционная работа по развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе познавательной деятельности, проводилась по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности и интересов детей. А именно с целью развития речевого этикета мы знакомили детей с различными формами обращения (ты, вы, родственные обращения, с разновидностями приветствия — как основного элемента речевого этикета, с которого начинается любой вид общения, приглашения, просьб, советов. Для этого дошкольников на занятиях с использованием познавательной деятельности знакомили с таблицами форм речевого этикета.