Ольга Карпушева
Продуктивное освоение социокультурных практик через реализацию коллективных проектов в о внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Любая деятельность учителя должна быть направлена на решение главных задач современной школы, которые ставит перед нами государство – раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочного и патриотического человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Одной из форм продуктивного освоения социально-культурной практики является метод проектов. Под проектной деятельностью понимается совокупность действий, ведущих к открытию учащимися новых фактов и способов деятельности : видеть проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные варианты её решения, проверять её и на основе полученных данных делать выводы.
Публикация «Продуктивное освоение социокультурных практик через реализацию коллективных проектов в о внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В начальной школе проектная деятельность начинается с реализации проектных задач. Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка («продукта», и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально имеет групповой характер.
Итогом решения проектной задачи может являться:
• реальный продукт (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т. д., созданный детьми;
• нематериальный продукт (качественные изменения самого ребёнка или группы детей).
Хотелось бы представить опыт работы через занятия внеурочной деятельности по курсу социального, гражданско-патриотического направления «Маленькая страна».
В возрасте 6-10 лет вопрос осознания учащимися себя как гражданина Российской Федерации становится актуальным. Через систему проектных задач, прекрасно раскрываются детям главные принципы государственной системы, а так же это способствует становлению активной гражданской позиции ученика. Именно на это и направлена программа внеурочной деятельности «Маленькая страна».
По сути, эта программа является одной большой социально-культурной практикой.
Основной целью программы является формирование гражданской ответственности учащихся, определение которой включает в себя компоненты: воспитание гражданского отношения к себе, к своей семье, к окружающим людям, к Родине (Малой Родине, к Планете. Достижение основной цели проходит в решении поставленных перед коллективом класса учебно-воспитательных проектных задач.
Работа рассчитана на четыре года обучения учащихся (1 – 4 класс). И начинается она с формирования системы самоуправления, в основу которой положена «модель маленького государства». В качестве примера рассмотрим реализованную в 2016 учебном году проектную задачу «Яркий мир».
Цель проектной задачи : «Определение символики собственного государства».
Первый этап работы - определение названия собственного маленького государства. Путём открытого голосования было решено, что наш коллектив будет называться «Яркий мир».
На втором этапе работы мы назначили «администрацию класса». Проходили настоящие выборы в командиры. На традиционном собрании класса, на специальных «бланках-бюллетенях» каждый ребёнок писал имя того одноклассника, который, по его мнению, может занимать такую ответственную должность, быть командиром. Затем проходил подсчёт голосов, и тут же был объявлен командир класса, который ушёл домой с первым должностным поручением – назначить двух своих заместителей. Администрация назначается на четверть, а в начале следующей опять проводится голосование. Баллотироваться на второй срок нельзя. Делается это для того, чтобы большинство учащихся попробовали себя на этом ответственном посту.
Третий этап работы был посвящён созданию основного продукта «Яркого мира» - Конституции класса. Одной из форм проведения занятий по курсу «Маленькая страна», является «общее собрание». На них учащиеся вспоминали символику Российской Федерации и Республики Хакасия. Постепенно дети поняли, что правила поведения в обществе, стране в целом прописаны в главном своде законов, в Конституции РФ. Был поставлен проблемный вопрос: «А можно ли создать собственный свод законов для класса?» Было решено, что такая «Конституция Яркого мира» нам просто необходима. Каждый ребёнок написал на листочках несколько главных правил поведения в классе. Затем учащиеся принесли свои варианты к доске, где учитель их прикрепил к большому листу, повторяющиеся «законы» крепились друг на друга. Таким образом, учащиеся наглядно увидели результат своих трудов. Из самых часто повторяющихся правил была создана «Конституция Яркого мира». А нарушать собственные правила никому не хотелось.
Продуктом проекта второго года реализации программы стали :
- «Конституция Яркого мира», которая размещена в классном уголке и имеется у каждого дома (через которую родители могут отследить, за что именно в дневнике выставлены пункты благодарностей и нарушений);
- «Кодекс нарушений и благодарностей» (для записи нарушений и объявления благодарностей по пунктам Конституции Яркого мира).
Эффективным средством реализации социокультурной практики является проведение дискуссий. В 2017 году прошло очередное заседание дискуссионного клуба «Отцы и дети. Единство мнений». В студию был приглашен уполномоченный по правам ребёнка в РХ. Участниками заседания стали представители двух поколений – дети (учащиеся 2 и 6 классов, родители и учителя. Учащиеся младших классов представили театрализованную постановку, в которой проиграли ситуацию нарушения прав человека, часто встречающуюся в школьной жизни.
И в заключение, перефразируя слова Шарля Луи Монтескье, можно сказать – Каждый народ достоин своего государства. И у нас, учителей, есть возможность воспитать будущее поколение, в котором мы будем проводить свою старость, социально активным, ответственным, неравнодушным.
Список литературы
1. Богомаз, М. В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.smolpedagog.ru (дата обращения 27.02.2018)
2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18 - 22.