Елена Назарова
Формирование творческих способностей у старших дошкольников с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности
Создание благоприятных условий для развития творческих способностей и потенциала каждого ребёнка – является одной из задач ФГОС.
Ребёнок с нарушениями зрения испытывает определённые трудности в процессе восприятия и отображения окружающего мира. У данной категории детей отмечаются нарушения восприятия цвета, формы, пропорции объектов, недостаточно развитая мелкая моторика и двигательная координация.
Публикация «Формирование творческих способностей у старших дошкольников с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Для развития творческих способностей и коррекции зрительной недостаточности у старших дошкольников с ОВЗ огромную роль играют продуктивные виды изобразительной деятельности : рисование, лепка, аппликация.
Всю работу с нашими воспитанниками мы строим на игровой основе, вовлекая детей в совместную творческую деятельность с педагогом.
Для поддержания интереса, увлечённости к изобразительной деятельности у ребят, мы используем нетрадиционные техники:
- рисование пальчиками, ладонями, комочками бумаги, трафаретами из овощей;
- создание клеевых картин;
- аппликации из круп, тканей, природного и бросового материала.
Приоритетным направлением моей работы по развитию зрительного восприятия, мелкой моторики и творческих способностей у старших дошкольников со зрительной депривацией является пластилинография.
Пластилинография представляет собой вид детского творчества, направленный на создание объёмных лепных картин на горизонтальной поверхности.
Эта увлекательная техника доступна детям, начиная с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата, несложна в организации, пластилиновые изображения легко корректируются.
Большинство наших ребят, занимаясь в кружке «Пластилиновые фантазии», освоили характерные приё мы пластилинографии:
- размазывание
- раскатывание
- сплющивание
- вытягивание
- заглаживание
- прищипывание
- примазывание
- придавливание
- налепливание
- смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков.
Дошкольники познакомились с различными видами пластилинографии:
1. Прямая (изображение строится на ровной поверхности).
2. Витражная или обратная (рисование с обратной стоны прозрачной основы).
3. Модульная (использование шариков, косичек, лепёшек, цилиндров из пластилина для составления изображения).
4. Мозаичная (изображение состоит только из пластилиновых шариков).
5. Контурная (вылепливание предмета по контуру тонкими жгутиками).
6. Многослойная (наносится несколько слоёв пластилина для изображения пейзажа и т. д.)
7. Фактурная (изготовление объёмного изображения).
При освоении приёмов работы с пластилином, у ребят появляются новые замыслы и творческие находки. Дети составляют коллективные сюжетные картины: «Времена года», «Животные Африки», «Этот удивительный космос», «Любимые герои мультфильмов». Воспитанники изготавливают своим близким и друзьям эксклюзивные подарки, которыми можно украсить интерьер.
Очень важно радоваться вместе с детьми каждой творческой находке, сохранять поделки, тем самым придавая значимость детским творениям.
Для придания большей выразительности пластилиновым картинам, ребята охотно используют предложенные педагогом элементы природного материала, бусинки, бисер, пайетки, мелкие пуговицы.
Обыгрывая поделки, прибегаем к весёлым стихам, потешкам, сочиняем необычные истории.
Для снятия зрительного и мышечного утомления применяем зрительные и пальчиковые гимнастики.
Подводя предварительные итоги работы кружка «Пластилиновые фантазии» за учебный год, можно с уверенностью сказать, что пластилинография является доступным, увлекательным и эффективным способом развития не только зрительного восприятия, мелкой моторики, но и творческих способностей старших дошкольников с ОВЗ.