МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей в процессе пальчиковых игр и упражнений

Людмила Франчук
Развитие мелкой моторики у детей в процессе пальчиковых игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей в про-цессе пальчиковых игр и упражнений».

Подготовил воспитатель: Франчук Людмила Николаевна

«Чем больше уверенности в движение

детской руки, тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей в процессе пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмич-ность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зритель-ное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и рассла-бить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В об-щем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании го-ловного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинает-ся, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки : пальцы и кисти.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ре-бенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, моза-икой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверст-никам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С тече-нием времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и коорди-нации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирова-ния навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использую следую-щие методы и приемы работы:

1. Массаж кистей рук;

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

4. Пальчиковый театр;

5. Разучивание потешек;

6. Использование атрибутов к пальчиковым играм.

Привлекая детей к совместной деятельности, я старалась, чтобы любая пальчико-вая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле ма-ленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности теат-рального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни ма-лыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие. Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обя-зательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Кроме того, пальчиковые игры дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных стро-чек. Именно они помогали поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко гово-рить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.

Я организовывала пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволило малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «впе-ред-назад».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые иг-ры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксе-нова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головно-го мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по трени-ровке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необхо-димы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой мо-торики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка.

Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Ос-новная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стиму-ляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я ис-пользую наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика». Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатле-ний.

Результат деятельности воспитателя:

1. подобрана серия пальчиковых игр и упражнений для детей младшего и среднего дошкольного возраста;

2. серия пальчиковых игр и упражнений включена в воспитательно-образовательный процесс;

3. разработано дидактическое обеспечение серии пальчиковых игр и упражнений.

В дальнейшем я планирую продолжать подбирать и использовать новые методи-ческие приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей.

Литература:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Публикации по теме:

Развитие и укрепление мелкой моторики рук в процессе вышивания у детей старшего дошкольного возраста «Развитие и укрепление мелкой моторики рук в процессе вышивания у детей старшего дошкольного возраста» Козякова Татьяна Олегона,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики в процессе лепки из теста»Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Развитие мелкой моторики в процессе лепки из теста» Чекалева Татьяна Анатольевна, воспитатель Мелешко Ольга Владимировна, воспитатель Одной из важнейших задач в развитии детей с ОВЗ является.

Методическая разработка по теме «Развитие мелкой моторики рук детей посредством пальчиковых и дидактических игр» Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством использования пальчиковых и дидактических игр». Актуальность: на начальном этапе жизни.

Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе рисования План работы по теме самообразования «Развитие координации движений мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционное.

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений у дошкольников посредством игр и упражнений на развивающем тренажёре бизиборд Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений» Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален.

Развитие мелкой моторики с помощью различных игр и упражненийРазвитие мелкой моторики с помощью различных игр и упражнений Развитию мелкой моторики мы уделяем большое внимание, так как с развитием мелких мышц пальцев развивается речевая функция. Дидактических.

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) в процессе игровой деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие у детей младшего дошкольного возраста основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей в процессе пальчиковых игр и упражнений
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 23:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей в процессе пальчиковых игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Франчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД