Марина Хомутинина
Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Нововведения, происходящие в системе образования, принятый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования требуют обновления содержания образовательных программ и поиска новых качественных подходов к эстетическому развитию детей.
Публикация «Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ставит своей целью развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового отношения к произведениям искусства в живописи, музыке, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
В связи с этим целью моего исследования является освещение проблемы взаимосвязи цвета и музыки в психолого-педагогических исследованиях и раскрытие сущности понятия «Цветомузыкальное восприятие», особенностей его развития у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
В педагогических исследованиях последних лет отмечается большой интерес к синтезу различных видов искусства в музыкальной деятельности дошкольников. Через синтез возможно создание качественно нового художественного продукта посредством объединения двух или нескольких видов искусств в единое целое.
В педагогической практике в дошкольных образовательных организациях интегрируются различные виды художественной деятельности : изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) сочетается с музыкальной деятельностью (восприятие музыки, пение, ритмика, музыкально-дидактические игры).
Актуальность такого подхода обусловлена задачами ФГОС ДО, а также возрастающими требованиями социума (родительской общественности) к эстетическому развитию детей в ДОУ.
Великий композитор и музыкант Дмитрий Борисович Кабалевский считал необходимым открывать ребенку не только внешне- сюжетные связи, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства. Учить его «видеть» музыку и «слышать» живопись. Хотелось бы обратить ваше внимание на нотный стан, на котором изображены музыкальные нотки.
С помощью этих музыкальных нот мы с вами сможем услышать прекрасную музыку! Но а если эти нотки окрасить в какой нибудь яркий цвет, то мы эту музыку сможем не только услышать, но и УВИДЕТЬ.
Такой вид художественной деятельности, который основывается на синтезе, музыки и цвета называется ЦВЕТОмузыка.
В чем же заключается синтез музыки и цвета в ходе работы с дошкольниками?
Каждый из нас, отвечая на этот вопрос расставит свои акценты, определит личное проблемное поле понимания этого термина.
Синтезу музыки и цвета отводится особое место в моей профессиональной деятельности. Как же сделать, чтоб организованная образовательная деятельность стала более насыщенней, интересней и создавала бы детям активное участие в ходе занятия?
С этой целью я использую в своей работе в помощь еще и программу «Синтез» (В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан) и методику «ЦВЕТОНИК» создатель методики - эксперт по музыкальному развитию Михаил Львович Лазарев.
Цель этой программы развитие музыкального восприятия детей. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при этом главным видом искусства является музыка.
Одним из основных направлений в моей работе является создание необходимых условий для того, чтоб дети могли проявить свою творческую активность, поскольку творческая деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы необходимые условия для ее развития. В этом огромную роль играет интеграция образовательных областей музыкальной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связи с другими, открыть его так, чтобы он заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Так и музыка у нас, состоит из семи нот и играет красками радуги. Синтез музыки и цвета- это соединение нескольких видов искусств в одно художественное целое.
К примеру: взаимосвязь музыки и рисования, музыки и хореографии, познание и музыки.
В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов, если их восприятие опирается на художественное слово и изобразительное искусство. Эти более доступные детям виды искусства создают настроение, вызывают определенные ассоциации, помогают понять и пережить музыку.
В основу практической работы положена педагогическая технология развития цветомузыкального восприятия у дошкольников.
Которая состоит из трех элементов:
1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного, эмоционального состояния.
2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.
3. Дети мобилизуют свои восприятия, художественный опыт и только что пережитое чувство от прослушанной музыки и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую либо объективную форму.
Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребенок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. Дети учатся рисовать, подбирая соответствующие цвета, по характеру музыкальных произведений.
К примеру: «КЛОУН» Д. Б. Кабалевского, «Вальс игрушек» Ю. Ефимова и
«Баба Яга» П. И. Чайковского.
Дети смешивают краски, как бы играя с ними. Сравнивают со звучащей музыкой, учатся «видеть» музыку, «слышать» живопись. Они очень быстро начинают понимать, что между настроением в музыке и цветом есть эмоциональная связь. Также определить характер различных по настроению музыкальных произведений дети могут с помощью предложенных детям каких либо пособий (цветных кружочков, цветных музыкальных ноток, восковых мелков и т. д.) выбирая соответствующие цвета.
В результате такой работы мы можем увидеть, что радостная музыка связана с яркими красками, грустная музыка или печальная с темными тонами, ласковая музыка с нежными тонами и цветами.
У каждого человека есть свой путь, который помогает ему войти в мир музыки, поэтому способы приобщения к музыке и музыкальной культуре педагог варьирует, подстраиваясь к индивидуальным особенностям детей и следуя определенной тематике содержания музыкальных занятий, для того, чтобы не нарушалось детское цветомузыкальное восприятие.
Самым интересным в музыкальной деятельности является то, когда мы с детьми познаем тот или иной музыкальный образ передавая его в движении- мы танцуя, рисуем музыкальную картину каплями красок капая на лист бумаги. Затем под музыку танцуем так, чтобы капли краски растекались.
В ходе моей работы получаются детские «Шедевры», дети сами
придумывают названия своим работам, сравнивают их и радуются своим
творением. Работы детей показывают высокий уровень их
цветомузыкального восприятия, развития воображения и творческой
активности.
Разноцветная музыкальная образовательная деятельность, это
деятельность на которой дети познают, чувствуют, действуют,
размышляют, общаются, прежде сего получают удовольствие.
Все, что нас окружает, сияет цветом и звучит! И пусть наши дети делают
свои первые шаги во взрослую жизнь под чутким и понимающим взглядом
педагога под красивую музыку познают МИР!