Получи документы

Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе музыкальной деятельности

Марина Хомутинина
Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Нововведения, происходящие в системе образования, принятый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования требуют обновления содержания образовательных программ и поиска новых качественных подходов к эстетическому развитию детей.

Темочки:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ставит своей целью развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового отношения к произведениям искусства в живописи, музыке, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

В связи с этим целью моего исследования является освещение проблемы взаимосвязи цвета и музыки в психолого-педагогических исследованиях и раскрытие сущности понятия «Цветомузыкальное восприятие», особенностей его развития у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

В педагогических исследованиях последних лет отмечается большой интерес к синтезу различных видов искусства в музыкальной деятельности дошкольников. Через синтез возможно создание качественно нового художественного продукта посредством объединения двух или нескольких видов искусств в единое целое.

В педагогической практике в дошкольных образовательных организациях интегрируются различные виды художественной деятельности : изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) сочетается с музыкальной деятельностью (восприятие музыки, пение, ритмика, музыкально-дидактические игры).

Актуальность такого подхода обусловлена задачами ФГОС ДО, а также возрастающими требованиями социума (родительской общественности) к эстетическому развитию детей в ДОУ.

Великий композитор и музыкант Дмитрий Борисович Кабалевский считал необходимым открывать ребенку не только внешне- сюжетные связи, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства. Учить его «видеть» музыку и «слышать» живопись. Хотелось бы обратить ваше внимание на нотный стан, на котором изображены музыкальные нотки.

С помощью этих музыкальных нот мы с вами сможем услышать прекрасную музыку! Но а если эти нотки окрасить в какой нибудь яркий цвет, то мы эту музыку сможем не только услышать, но и УВИДЕТЬ.

Такой вид художественной деятельности, который основывается на синтезе, музыки и цвета называется ЦВЕТОмузыка.

В чем же заключается синтез музыки и цвета в ходе работы с дошкольниками?

Каждый из нас, отвечая на этот вопрос расставит свои акценты, определит личное проблемное поле понимания этого термина.

Синтезу музыки и цвета отводится особое место в моей профессиональной деятельности. Как же сделать, чтоб организованная образовательная деятельность стала более насыщенней, интересней и создавала бы детям активное участие в ходе занятия?

С этой целью я использую в своей работе в помощь еще и программу «Синтез» (В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан) и методику «ЦВЕТОНИК» создатель методики - эксперт по музыкальному развитию Михаил Львович Лазарев.

Цель этой программы развитие музыкального восприятия детей. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при этом главным видом искусства является музыка.

Одним из основных направлений в моей работе является создание необходимых условий для того, чтоб дети могли проявить свою творческую активность, поскольку творческая деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы необходимые условия для ее развития. В этом огромную роль играет интеграция образовательных областей музыкальной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связи с другими, открыть его так, чтобы он заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Так и музыка у нас, состоит из семи нот и играет красками радуги. Синтез музыки и цвета- это соединение нескольких видов искусств в одно художественное целое.

К примеру: взаимосвязь музыки и рисования, музыки и хореографии, познание и музыки.

В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов, если их восприятие опирается на художественное слово и изобразительное искусство. Эти более доступные детям виды искусства создают настроение, вызывают определенные ассоциации, помогают понять и пережить музыку.

В основу практической работы положена педагогическая технология развития цветомузыкального восприятия у дошкольников.

Которая состоит из трех элементов:

1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного, эмоционального состояния.

2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.

3. Дети мобилизуют свои восприятия, художественный опыт и только что пережитое чувство от прослушанной музыки и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую либо объективную форму.

Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребенок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. Дети учатся рисовать, подбирая соответствующие цвета, по характеру музыкальных произведений.

К примеру: «КЛОУН» Д. Б. Кабалевского, «Вальс игрушек» Ю. Ефимова и

«Баба Яга» П. И. Чайковского.

Дети смешивают краски, как бы играя с ними. Сравнивают со звучащей музыкой, учатся «видеть» музыку, «слышать» живопись. Они очень быстро начинают понимать, что между настроением в музыке и цветом есть эмоциональная связь. Также определить характер различных по настроению музыкальных произведений дети могут с помощью предложенных детям каких либо пособий (цветных кружочков, цветных музыкальных ноток, восковых мелков и т. д.) выбирая соответствующие цвета.

В результате такой работы мы можем увидеть, что радостная музыка связана с яркими красками, грустная музыка или печальная с темными тонами, ласковая музыка с нежными тонами и цветами.

У каждого человека есть свой путь, который помогает ему войти в мир музыки, поэтому способы приобщения к музыке и музыкальной культуре педагог варьирует, подстраиваясь к индивидуальным особенностям детей и следуя определенной тематике содержания музыкальных занятий, для того, чтобы не нарушалось детское цветомузыкальное восприятие.

Самым интересным в музыкальной деятельности является то, когда мы с детьми познаем тот или иной музыкальный образ передавая его в движении- мы танцуя, рисуем музыкальную картину каплями красок капая на лист бумаги. Затем под музыку танцуем так, чтобы капли краски растекались.

В ходе моей работы получаются детские «Шедевры», дети сами

придумывают названия своим работам, сравнивают их и радуются своим

творением. Работы детей показывают высокий уровень их

цветомузыкального восприятия, развития воображения и творческой

активности.

Разноцветная музыкальная образовательная деятельность, это

деятельность на которой дети познают, чувствуют, действуют,

размышляют, общаются, прежде сего получают удовольствие.

Все, что нас окружает, сияет цветом и звучит! И пусть наши дети делают

свои первые шаги во взрослую жизнь под чутким и понимающим взглядом

педагога под красивую музыку познают МИР!

Публикации по теме:

Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности» На современном этапе развития дошкольного.

Опыт работы по теме «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной деятельности в условиях ФГОС» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» Опыт работы по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в музыкальной.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» Отчет по самообразованию за 2018–2019 учебный год Тема самообразования: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности» План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной.

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Введение Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании педагогического процесса дошкольного образовательного.

Развитие коммуникативной способности в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Слайд 2. Концепция дошкольного образования ставит приоритетные задачи развития целостной личности ребенка. Овладение родным языком, развитие.

Развитие ребёнка с ОВЗ в процессе музыкальной деятельности В данном учреждении я работаю с 2018 года. Стаж в дошкольном образовании более 15 лет. Образование, музыкальное училище по классу хорового.

Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание,.

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности. Составила музыкальный руководитель Терехова Т. Б. ДС №67 «Радость».

Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зренияРазвитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения Обучение детей с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приемов и методов, без учета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе музыкальной деятельности
Опубликовано: 26 сентября 2019 в 11:55
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Хомутинина (УИ 2014553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД