Елена Дудка
Проект «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
Введение
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Исходя из вышеизложенного обуславливается актуальность данной темы
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Тип проекта : долгосрочный, творческий, 6 месяцев.
Цель проекта : развитие творческо – эстетического потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности, музыки и ритмических движений. Реализация данной цели возможна через решение ниже перечисленных задач:
• Способствовать развитию артистических и творческих способностей детей через театрализованную деятельность;
• Формировать двигательные способности детей, пластическую выразительность и воображение средствами музыки и ритмических движений.
• Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старшей группы перед младшими и пр.)
• Приобщать детей к театрализованной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутов, театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Участники проекта : дошкольники,педагоги, родители.
Практическая значимость проекта.
Данный проект направлен на :
• развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
• создание методических разработок и рекомендаций по данному направлению;
• сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе развития творческих способностей посредством театрализованной деятельности.
При условии реализации данного проекта рассчитываю получить следующие результаты:
1. Развитие творческих и музыкальных способностей детей.
2. Развитие психических процессов (мышление, речь, память и т. д.) .
3. Развитие личностных качеств (уверенность, сочувствие и т. д.)
4. Повышение уровня речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей
5 Организация развивающей среды (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).
Содержание работы может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Теоретические аспекты развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности
1.1 Формы организации театрализованной деятельности. Творческие игры дошкольников.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры-драматизации.
Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
— совершенствование познавательных процессов.
Творческие игры как вид театрализованной деятельности.
Классификация творческих игр.
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Е. Л. Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:
1. роль (определяющий компонент)
2. игровые действия
3. игровое употребление предметов
4. реальные отношения.
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить на 3 этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
• самостоятельная творческая деятельность.
Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности (Н. В. Микляева).
1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки.
Создание воображаемой ситуации. Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
В процессе работы над ролью рекомендуется:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
- использование грима для создания образа.
Правила драматизации (Р. Калинина)
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе (Козлова С. А., Куликова Т. А.).
Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов».С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность : рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
2. Практическая часть.
2.1. «Конспект ООД для детей старшей группы «Путешествие в сказку»
Цель: Дать представление об изобразительно-выразительных средствах художественного слова, музыки и изобразительного искусства.
Задачи
Образовательные:
1. Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках,
2. Пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.
Развивающие :
1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместной деятельности;
2. Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками
4. Развивать умение передавать характер музыки в движении, в пении
Воспитательные:
1. Воспитывать смелость, находчивость.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами.
Интегрирование:. Образовательная область: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материал и оборудование: Аудиозапись звуков природы в лесу, проектор, большой экран, слайды с изображением пейзажей, карточки с ребусами, избушка, бутафорские деревья, кукла «Лисичка»,костюм Василисы Прекрасной.
Предварительная работа: Разучивание «Весеннего хоровода»р. н. м. ,
работа над песней «Улыбка»муз. Шаинского, слова Гладкова, беседа о произведениях художественной литературы.
Ход занятия. 1. Оргмомент
Муз. руководитель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо. Адресовано оно вам. Давайте его прочтем: «Ребята, здравствуйте! Меня зовут Василиса Прекрасная. Злая Баба-Яга похитила меня, да и заперла в своей избушке. А книгу мою волшебную разорвала, да странички по лесу темному разбросала. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать, да злую Бабу-Ягу победить. Ваша Василиса Прекрасная».
- Ну что ребята, поможем Василисе Прекрасной? (Ответы детей) Только как нам лес этот сказочный найти? А может в конверте подсказка?
- Ребята, и правда в конверте есть карта. Итак, отправляемся в путь.
- Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
Основная часть.
- Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Вот тут нам и пригодится карта Василисы Прекрасной. Посмотрите, в каком направлении, по какой дорожке нам идти. (Дети по карте определяют направление, идут по дорожке)
- Ребята, посмотрите, да это сказочный домик. Давайте постучим, поздороваемся, да узнаем, кто в домике живет. (Дети стучат, узнают, что там живет Лисичка-сестричка)
- Скажи-ка нам лисичка, не находила ли ты странички из волшебной книги Василисы Прекрасной.
Лиса: страничку я нашла, вон под тем пеньком, только я вам ее так просто не отдам. Два задания моих выполните. Мое первое задание будет таким - на этих листах я «спрятала» названия знакомых вам сказок. Отгадаете названия сказок - отдам вам странички из книги.
Ребусы «Лиса и козел», «Лиса и волк».
(На карточках написаны названия сказок, но пропущены гласные буквы. Например «Л С и к з л.»)
Лиса: ладно, первое мое задание вы выполнили, но это еще не все. Мое второе задание будет таким - соберите-ка ребятки волшебные кубики, да сказку отгадайте.
(Ребята собирают кубики и отгадывают название сказок)
Лиса: Ребята, отдам вам странички из волшебной книги,если развеселите меня
- А мы лисичка знаем веселый хоровод.
(Дети исполняют «Весенний хоровод»р. н. м,благодарят и уходят, дальше по карте двигаются по дорожке, доходят до яблони, здороваются).
- Яблонька, нет ли у тебя страниц из волшебной книги Василисы Прекрасной?
Яблоня: конечно есть, только помогите мне яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются, а на каждом яблочке интересное задание.
- Ребята, давайте поможем яблоньке. Сейчас я сорву яблочко, прочту задание: продолжи фразу - «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут», «По щучьему велению, по моему хотению», «Высоко сижу». (Ребята срывают яблоки, выполняют задание, яблоня благодарит ребят и отдает странички из книги).
- Ребята, нам пора в путь, давайте посмотрим карту. (Идем, на пути избушка на курьих ножках).
- Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Дети: за страничками!
- Вот вам кроссворд сказочный, отгадаете, так и странички свои получите. (Ребята отгадывают кроссворд. В кроссворде ключевое слово «сказка»)
- Мы отгадали кроссворд, и задание твое избушка выполнили. (Избушка отдает детям страницу из сказки).
- Ребята, давайте книгу Василисы Прекрасной соберем. Все страницы по порядку разложим. (Пока дети раскладывают страницы, выходит Василиса Прекрасная, благодарит детей за книгу, дарит подарки)
Заключительная часть.
-Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).Пора нам, ребята, в детский сад возвращаться. А чтобы нам вернуться обратно,нужно спеть веселую песню (Дети исполняют песню «Улыбка»)
Заключение
Театрализованная деятельность пользуется у дошкольников неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. В процессе театрализованной деятельности ребята овладевают правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми, учатся передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию. Они социализируются к окружающему миру, раскрывается творческий потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети овладевают необходимыми навыками, которые помогут им в дальнейшем быть успешными, образованными и деятельными членами нашего общества.
Вывод: таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении театрализованной деятельности в творческом развитии детей :
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности
дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности
— совершенствование познавательных процессов.
Список литературы
1. Баряева,И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст] /Баряева, И. Г. -СПб. : КАРО,
2. 2009Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность в детском саду. [Текст]/ Веракса Н. Е., Веракса А. Н. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Виноградова,Н. А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст]/ Виноградова,Н. А. -М. : Айрис-Пресс, 2008.
4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. [Текст]/ Сорокина Н. Ф. - М. : АРКТИ, 2002.
5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет [Текст] /Щеткин А. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.