Наталья Емельянцева
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей детей старшей группы через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
План профессионального самообразования воспитателя старшей группы.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».
Цель:
• повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
• развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра.
Задачи:
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие творческих способностей детей старшей группы через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне :
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения.
• Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
• Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
• Обучать работе с пальчиковыми куклами.
• Сплотить детский коллектив
• Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.
Срок реализации: 2017 -2018 год.
Актуальность:
Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность - это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.
Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.
Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).
Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.
Этапы работы.
Раздел
плана Содержание работы Сроки
Теоретический этап Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы:
• Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
• Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
• Вакуленко Ю. А, Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008
• Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.
• Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
• А. В. Щеткин Театральная деятельность в детском саду М. ,» Мозаика-синтез»2010
Изучение статей в журналах:
• «Воспитатель ДОУ»,
• «Дошкольное воспитание»,
• «Ребенок в детском саду».
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
Изучение опыта педагогов ДОУ.
Разрабатывание плана второго года обучения «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность.
В течении года
В течение года
В течение года
Практический этап Работа с детьми :
• Беседа: «Что такое театр? Цель: Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.
• Упражнение «Расскажи потешку» Цель: учить с помощью театральных кукол произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя, развивать выразительность речи.
• Упражнение «Кто как двигается» Цель: учить узнавать, называть и отражать с помощью движений животное, его характер. Закрепить умение придумывать несложный сюжет и обыграть его (встреча, знакомство, игра, ссора, примирение, дружба). Развивать фантазию.
• Игра «День рождения» Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми пред-метами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
• «В сказки мы играем, чувства изучаем». Цель: знакомство со сказкой «Пых», ответы на вопросы по содержанию.
• Игровые разминки на передачу эмоций персонажей перед зеркалом; обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.
• Драматизация сказки «Пых». Цель: помочь детям побороть стеснительность, развивать артистические способности, выразительность речи, выразительность движений.
• Игра на развитие двигательных способностей : «Снеговик» Цель: развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на шири-не плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
• Этюд «Дикие животные зимой». Чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажа. Проявлять инициативу и самостоятельности в выборе средств перевоплощения; экспериментировать при создании образа.
• Театрализованная игра «Дед Мороз и лесные звери». Использовать различные средства выразительности речи, мимику, пластику для передачи характера и особенностей поведения персонажей - лесных зверей.
• Разыгрывание сценки «Приключение в лесу» Экспериментирование при создании одного и того же образа, обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.
• Игра «Бабушка Маланья» Цель: развивать внимание, воображение, находчивость, уме-ние создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
• Игра «Доскажи словечко» Цель: тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.
• Знакомство с р. н. сказкой «Лисичка со скалочкой», ответы на вопросы по содержанию.
• Игровые разминки на передачу эмоций и развитие выразительности движений.
• Разыгрывание эпизодов по ролям.
• Театрализованная игра по сказке «Лисичка со скалочкой». Цель: разыгрывание представления по знакомым литературным произведениям. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
• Этюд на интонационную выразительность: «Позови Снегурушку угрюмо, радостно, шепотом, приветливо…».
• Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка», ответы на вопросы по содержанию.
• Театрализованная игра по р. н. сказке «Снегурушка». Развивать выразительность речи, подбирать средства выразительности движений в соответствии с сюжетом.
• Импровизация - выбор героя, придумывание истории (какое у него настроение, почему). Стараться передавать эмоциональное состояние своего героя.
• Этюды на выражение эмоции «Маме улыбаемся», «Мама рассердилась» Цель: развивать умение детей выразительно двигаться, выражать свои эмоции с помощью мимики.
• Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом»
• Игра-пантомима «Угадай, кто просился под грибок» Цель: развивать пантомимические навыки.
• Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
• Показ сказки мамам. Цель: развивать артистические способности у детей, память и внимание, воспитывать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям.
• Проговаривание диалогических скороговорок:
-Расскажите про покупки.
-Про какие про покупки?
-Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
• Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Цель: воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.
• Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)» Цель: развивать пантомимические навыки
• Упражнение «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» Цель: упражнять в интонировании диалогов.
• Драматизация сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»
• Показ сказки детям младших групп. Цель: развивать артистические способности у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание доставить малышам радость.
• Театр кукол из ладошки. Изготовление игрушек-варежек для сказки «Теремок на новый лад» Цель: учить детей, используя технику художественного приема аппликации, сделать объемные игрушки-варежки.
• Сказка «Теремок на новый лад» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.
• Театрализованная игра по сказке «Теремок на новый лад» Цель: изображать характерные особенности поведения персонажей.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Работа с родителями :
• Анкетирование родителей на тему:
«Ваше отношение к театрализованной деятельности»
• Консультация для родителей «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников»
• Оформление папки – передвижки «Правила поведения родителей на детском празднике»
• Мастер-класс для родителей «Приобщение к театрализованной деятельности»
• Консультация для родителей: «Кукольный театр дома».
• Изготовление совместно с родителями необходимых атрибутов для театральной деятельности.
• Консультация для родителей: «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольника».
Советы родителям:
• Что делать, если ребенок боится публичных выступлений?
• Как правильно учить стихи с ребенком?
• Развиваем читательский интерес.
• Играем в сказку дома.
Обогащение предметно – развивающей среды :
Изготовление атрибутов для игры в театр.
Атрибуты для организации театрализованных игр - фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров : настольный, теневой, пальчиковый, варежковый театр.
Изготовление мнемотаблиц по сказкам.
Дидактические игры («Придумай сказку», «Разложи по порядку», «Театр настроений», «Четвертый лишний», «Узнай по контуру» и т. д.).
Дидактические игры («Солнечные и пасмурные деньки», «Радужный хоровод», «Цыплята», «Разложи по порядку», «Нарисовать ряд», «Клоуны и шары», «Продолжи узор», «Нарисуй орнамент» ит. д.).
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
В течение года
В течение года