Яралян Ева
Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество – это спутник детского развития.
Педагоги дошкольного образования, занимаясь с детьми, ставят основной целью своей работы – это развитие творческих способностей средствами театрального искусства.
«Творческая деятельность ребенка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта. (А. Б. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков и другие).
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Основы творческой деятельности ребенка закладываются в дошкольном возрасте, они воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств. Так известный режиссер К. С. Станиславский советовали своим сотрудникам (актерам) учиться у детей, игра которых всегда отличается искренностью и правдой.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.
Расширению опыта ребенка способствуют театральные занятия, проводимые под девизом: «Театр – творчество – дети», которые я рекомендую проводить менее двух раз в неделю в каждой возрастной группе.
В младшей группе дети знакомятся с театральной куклой, смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые для них показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с куклой поможет ребенку детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Нужно стремиться вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждать детей общаться с куклой. Не стоит препятствовать стремлению детей поиграть с куклами. Таким образом, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры.
Начиная со второй младшей группы и до самого выпуска из детского сада педагоги знакомят детей с различными видами театров, очень важно иметь наглядно в группе разные виды театров, они должны быть доступны для детей, ведь сказочные персонажи могут стать героями их игр, в результате чего они сами придумают этюд. Когда уже малыши освоят приемы кукловождения, можно приступать к постановке кукольного спектакля. Для этого используются этюды, которые обучают детей приемам управления куклами различных систем.
Одновременно в каждой возрастной группе, необходимо проводить обучение детей основам актерского мастерства. Для этих целей используется этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие, прививая навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Начиная со средней группы, нужно стремиться объединить кукольный спектакль с театрализованной игрой в единое целое. Этот вид деятельности, который называется театрализованные игры с элементами кукольного театра, интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая часть участвует в спектакле драматического театра. Дети сами выбирают вид деятельности (кукольный театр или драматизация) в соответствии с психологическим состоянием. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является той ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями). Ребята, преодолевшие себя или не имеющие психологических проблем, выбирают роли, в которых они участвуют как актеры драматического театра.
В старшей группе все дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра несколько уменьшается. Навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В старшем дошкольном возрасте детей можно привлекать в постановки русских народных сказок, для детей младшей группы. Для младшей группы это знакомство с народными сказками, а для актеров это работа над речью, развитие памяти, работа над поведением перед зрителями.
В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами.
В детском саду непосредственным примером, является сам воспитатель, участие воспитателей в постановках, в костюмированных праздниках, также воздействует на поведение ребенка. Ранее неуверенный ребенок, начинает чувствовать себя комфортнее рядом с воспитателем, к которому он привык и доверяет.
Родители воспитанников активно участвуют в театральной деятельности детей и в детском саду. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в жизни группы, и очень часто ребенок перестает стесняться и бояться выступать на публику в костюме, изготовленном мамой.
Очень важно участие родителей в создании развивающей среды для своих детей, как в группах, так и в музыкальном зале. Родители привлекаются в изготовлении костюмов, декораций. Их необходимо знакомить с разными видами театров, и очень часто родители не знают о существовании того или иного вида театра (например, конусного театра, воспитатель им рассказывает из чего и как можно их изготовить для детского сада и для дома. Обязательно нужно в родительском уголке представить актуальную консультацию.
Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности.
Итак, театрализованная деятельность играет важную роль в воспитание детей, ведь соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями. Сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
«Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.»
Г. Попова.