Елена Преловская
Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации ОД»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности»
Преловская Елена Игоревна,
воспитатель
Медведева Татьяна Викторовна,
воспитатель
Раздел I.
Информация об опыте
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации ОД“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Условия возникновения и становления опыта. Авторы опыта осуществляют свою педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Обуховский детский сад «Земляничка».
В детском саду реализуется основная образовательная программа разработанная в соответствии с ФГОС ДО, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
В настоящее время педагоги работают в старшей, которую посещает 20 ребёнок. 90% детей воспитываются в полных благополучных семьях, что определяет высокий уровень образовательных запросов родителей и приоритеты качества образования.
Возникновение опыта связано с рядом проблем современного общества.
Одной из проблем дошкольного образования является развитие творческой личности дошкольника, воспитание ребёнка – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.
В связи с этим, согласно современным требованиям к системе дошкольного образования, педагогам необходимо перенести акценты с пассивной модели организации образовательной деятельности по развитию творческих способностей дошкольников (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом», т. е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательной деятельности).
Проектирование педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста осуществлялось по результатам педагогической диагностики.
Интересующие педагогов сведения были получены с помощью педагогических методик, бесед, наблюдений и анкетирования родителей.
В ходе педагогической диагностики авторы опыта использовали методику П. Торренса ориентированную на творческое мышление (адаптированную и стандартизированную Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо в 1990 году). Автор методики выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности. (Приложение 1)
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребё нка-дошкольника, его творческие способности педагоги использовали позиции разработанные Е. С. Беловой в ходе наблюдений за ребёнком в разных видах детской деятельности. (Приложение 1)
Анализ результатов диагностического обследования у детей дошкольного возраста показал :
Метод наблюдения (Е. С. Белова) :
- 60% воспитанников отдают предпочтение физкультурным занятиям;
- 30% дошкольников «любят» занятия, связанные с ознакомлением с миром природы; художественно-эстетической деятельностью;
- и только 10% детей дошкольного возраста отдают предпочтение познавательно-исследовательской деятельности.
В игровой деятельности большинство дошкольников (68%) отдают предпочтение подвижным играм.
40% детей проявляют самостоятельность творческого поиска. У 50% дошкольников отмечено удовлетворительное отношение к процессу творчества. 35% детей проявляли инициативу в выборе вида деятельности, создании и реализации творческого замысла, выборе средств.
Анализ педагогической диагностики по методике П. Торренса показал, что у 40% дошкольников развито творческое мышление (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений).
Таким образом, можно сделать вывод, что около 40% дошкольников обладают в той или иной мере творческим потенциалом и творческим мышлением.
Анализ анкетирования родителей определил проблему - повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.
В ходе детального анализа результатов исследования возникла необходимость активизации педагогической деятельности по развитию творческих способностей у дошкольников.
Актуальность опыта. Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет в системе дошкольного образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.
Поэтому перед сегодняшними дошкольниками растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.
При организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, возникли следующие противоречия:
- между традиционным подходом к содержанию и организации образовательной деятельности по развитию творческих способностей у дошкольников и потребностью внедрения активных методов развивающего обучения, наиболее адекватных современным целям образования;
- между объективной потребностью в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и отсутствием системы педагогической деятельности в практике работы с воспитанниками;
- между необходимостью развития творческих способностей у дошкольников и недостаточной компетентностью родителей в этой области.
Авторы опыта считают, что развитие творческих способностей у дошкольников возможно, используя активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Ведущая идея опыта заключается в создании педагогических условий для развития творческих способностей у дошкольников через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Длительность работы.
Работа над опытом охватывает период с 2015 года по 2018 год.
I этап - констатирующий, сентябрь - ноябрь 2015 года, на котором была выявлена проблема, изучена и проанализирована научно – методическая литература по исследуемой теме, подобран диагностический материал и проведена первичная педагогическая диагностика.
II этап – формирующий, декабрь 2015 года – апрель 2018 года. На данном этапе бала разработана система взаимодействия участников образовательных отношений по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
III этап – контрольно-прогностический, май 2018 года, на данном этапе осуществлялась статистическая обработка, логический анализ и систематизация полученных данных с формулировкой выводов и практических рекомендаций.
Диапазон опыта представлен единой системой «совместная деятельность взрослых и детей — самостоятельная деятельность дошкольников» по развитию творческих способностей через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Теоретическая база опыта. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом зависит творческий потенциал взрослого человека.
Об этом свидетельствуют исследования отечественных педагогов-психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др.
Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации образовательной деятельности выступают активные формы и методы обучения.
Активными называют формы и методы, при использовании которых образовательная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.
Вопросы, отражающие использование активных форм и методов в образовательной деятельности с дошкольниками, как развитие их творческого потенциала, творческих способностей, отмечены в трудах выдающихся педагогов Савенкова А. И., Котовой Е. В. [7], Левина В. А. [8]. «Необходимо активизировать обучение дошкольников, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной деятельности, так как дети по природе своей исследователи».[7]
Опираясь на методические пособия отечественных педагогов-психологов, автором опыта были обозначены особенности организации образовательной деятельности детей, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Богоявленская Д. Б. [3], выделены основные принципы организации образовательной деятельности (Дубровская А. В. [5], Выготский Л. Н. [4], предложена методика работы (Межиева М. В. [9], Кузнецова С. В. [12], разработаны пособия, сценарии, проекты, конспекты занятий, игры (Антонова Ю. А. [1], Богат В. [2], Дьяченко О. М. [6], Симановский А. Э. [11], Заика Е. В. [13], Никатин Б. [10]).
Новизна опыта состоит в создании системы педагогической деятельности по развитию творческих способностей дошкольников через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Характеристика условий, в которых возможна реализация опыта. Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных организациях в работе с детьми в возрасте от 4 до 7 лет.
Раздел II.
Технология опыта
Целью работы является повышение эффективности педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
создать оптимальные условия для творческого развития детей дошкольного возраста;
развивать творческое мышление и воображение дошкольников;
повышать педагогическую компетентность родителей путём активного включения их в образовательную деятельность.
Развитие творческих способностей у дошкольников осуществлялось как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности воспитанников.
Решению поставленных задач способствовала созданная педагогами развивающая предметно-пространственная среда, предполагающая развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.
Воспитателями совместно с детьми и родителями были созданы центры для художественно-эстетического, физического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, оснащённость центров необходимым методическими, наглядно-дидактическими пособиями и ЭОР соответствует требованиям ФГОС ДО.
Одним из активных методов образовательной деятельности, который использовали авторы опыта, является метод проектов. Тематику и содержание проектов разрабатывали с учётом возрастных особенностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития», а также с учётом реальных условий и возможностей детского сада.
Проектную деятельность строили поэтапно. На первом этапе – подготовительном – происходила постановка цели и задач проекта, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками и родителями, выбор и подготовка необходимого оборудования и материалов. На втором этапе проводили поиск ответов на поставленные вопросы. На третьем этапе – заключительном – происходило обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов, презентация проекта.
Проектная деятельность включала в себя:
- введение ребёнка в проблему;
- закрепление и уточнение полученных представлений;
- цикл бесед - размышлений по данной теме, в рамках тематических недель;
- закрепление полученных знаний через организацию разных видов деятельности.
Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим педагогов, детей и родителей, являлись формы совместной деятельности обозначенные в плане реализации проекта.
С целью формирования познавательно-исследовательских навыков детей, их творческих способностей педагогами был разработан комплекс проектов («портфель проектов», состоящий из следующих разделов: «Мир природы», «Предметное и социальное окружение», «Занимательная математика». В каждый из разделов входили проекты, разработанные детьми, педагогами и родителями.
На каждом возрастном этапе материал, предлагаемый детям, постепенно усложнялся.
Работа с дошкольниками 4-5 лет представляла собой подражателъско-исполнительский этап проектной деятельности в целом. На этом этапе дети участвовали в проекте «на вторых ролях», выполняя действия, исключительно предложенные взрослым, или путём подражания ему, что не является противоречивым природе маленького ребёнка.
В средней группе были реализованы следующие краткосрочные проекты: «Кто живёт в лесу» (в ходе реализации данного проекта дети познакомились с обитателями леса – дикими животными, узнали о повадках животных, об их жилище, чем они питаются и т. д., «Бабочки» (формирование у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе, «Ягодная история» (расширяет знания детей о ягодах, их полезных свойствах, «Домашние питомцы» (формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных, «Светофор» (история возникновения светофора, «Автомобили» (закрепление знаний об автомобилях разного предназначения, «История числа» (формирование первичных представление о числе, «Время суток» (формирование представлений о времени) и т. д.
Работая над реализацией проектов дети не только добывали необходимую информацию, но и творчески подходили к выполнению определённого рода заданий. Проектная деятельность способствовала развитию познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, творческой активности.
Поскольку именно в игре развиваются творческие способности личности, то эффективны и игровые формы образовательной деятельности: всевозможные логические игры («Что сгорит, а что нет?», «Тяжёлый-легкий», «Подбери пару» и т. д., занимательные игровые упражнения, дидактические игры : «Закончи сказку», «Подбери нужные слова», «Кто как разговаривает?», «Подбери признаки» и т. д. (Приложение 2) Нельзя забывать и про сюжетно-ролевую игру, которая способствует развитию воображения, творческого мышления, инициативности и самостоятельности ребёнка.
В ходе организации сюжетно-ролевых игр («Театр», «Торговый центр» и т. д., педагоги ставили перед детьми цель – способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, определить отношение детей к чему-либо, приобрести опыт путём игры.
Для детей 4-5 лет игры имели важнейшее значение: в ходе игр у дошкольников формировались умения обмениваться информацией, задавать вопросы и отвечать на них. Играя, дети лучше усваивали программный материал, правильно выполняли сложные задания, развивались их творческие способности.
Активными были и организованные с детьми средней группы наблюдения, например, за дождевыми червями, муравьями, птицами, рыбками, когда дети сами, наблюдая за ними, выдвигали гипотезы, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы. В ходе наблюдений развивалось творческое мышление и воображение детей.
Чем старше дети, тем сложнее ставились перед ними задачи, тем интереснее и увлекательнее была построена педагогическая деятельность.
Как и с детьми 4-5 лет авторы опыта использовали в своей педагогической деятельности со старшими дошкольниками в качестве активного метода - проектный метод.
В работе над проектами дети 5 – 7 лет уже реже обращались к взрослому с просьбами, активнее организовывали совместную деятельность со сверстниками. Они были способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляли готовность участвовать в проектах, но и самостоятельно находили проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
В «портфель проектов» вошли следующие совместные проекты: ««Дерево добра» - углубление и закрепление знаний об охране природы; «Цветы» - систематизация знаний о росте, цветении и уходе за цветами. (Приложение 3) «Насекомые» - в ходе данного проекта дети узнали много интересного о насекомых нашего региона, о пользе и вреде насекомых для человека и природы. Проект «Чудо огород» был направлен на углубление знаний о росте и уходе за луком в комнатных условиях. Проект «Наша планета «Земля» (март, апрель, май) способствовал углублению и закреплению знаний о планете Земля, о бережном отношении к ней. Были реализованы проекты: «Магия чисел», «Азбука дорожной грамотности», «Имею право» и т. д.
В ходе проектной деятельности у дошкольников развивалось внимание, память, воображение. Именно эти качества стали основой развития творческого мышления, творческих способностей детей, способствовали повышению их творческо-поисковой активности.
С детьми 5-7 лет проводились дидактические игры, которые заключали в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?», «Где спрятано растение?», «Загадывание желаний» и т. д. (Приложение 4)
Сущность дидактической игры с детьми старшего возраста заключалась в том, что дети решали умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находили решения, преодолевая при этом определённые трудности. Дошкольники воспринимали умственную задачу, как практическую, игровую, это повышало их познавательную, творческую и умственную активность, благодаря чему происходило осознание собственного «Я» в игре, что способствовало усилению меры социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
В образовательной деятельности с детьми воспитатели использовали решение экспериментальных задач: «Сколькими способами можно выполнить такое-то действие?», «Что будет, если?», «Как доказать, что?», работая и индивидуально, и подгруппами, и как соревнование между двумя командами.
Большую роль в познавательном развитии старших дошкольников отводилось сюжетно-ролевой игре («Строим город», «Поездка на автобусе в поликлинику», «Супермаркет» и т. д.). Сюжетно-ролевые игры способствовали :
- углублению интереса и потребности в знаниях;
- являлись средством зоны ближайшего развития ребёнка;
- способствовали выполнению действий в воображаемой ситуации;
- побуждали к творчеству и самостоятельности;
- учили дошкольников сравнению предметов по различным признакам; сравнению групп предметов; способствовали развитию навыков счета, сравнению смежных чисел.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста авторы опыта использовали такую форму работы, как занятие-конференция.
Цель занятий-конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать познавательную активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребёнком материалов своего исследования.
Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах?». Каждый ребёнок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формировались коммуникативные способности (умение обмениваться информацией) и речевая компетентность.
Ещё один активный метод – «мозговой штурм» – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Идея «мозгового штурма» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени собрать от детей как можно больше идей относительно заданной темы.
Метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:
- постановка задачи;
- выдвижение идей;
- обсуждение идей;
- принятие решения.
Этот метод использовался педагогами для решения следующих проблем: «Как помочь Красной Шапочке?», «Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?», «Как сделать разноцветную льдинку?», «Чем полезен и чем вреден комар?» и т. д.
Данный метод способствовал развитию у дошкольников способности к анализу, развитию творческой активности в поиске решения проблемы.
Вся работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование активные формы и методы организации образовательной деятельности осуществлялась в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка.
Родители совместно с детьми принимали активное участие в разработке и реализации проектов. Были непосредственными помощниками в организации и проведении познавательных и развлекательных мероприятий («Что? Где? Когда», «Колесо истории», «Разноцветная радуга», «Сказочный мир красок» и т. д., экскурсий («Экскурсия а лес», «Экскурсия на водоём» и т. д.). С большим интересом родители совместно с детьми выполняли «домашние задания» : «Праздничное поздравление….», «Моя любимая книжка», «Играем вместе» и т. д.
Дети, педагоги и родители приобрели социальный опыт совместной деятельности и установили отношения, основанные на чувстве общности и доверии, научились сочетать собственные интересы и интересы других, обогащая свой опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений.
Для родителей авторами опыта были подготовлены консультации: «Творческое развитие дошкольников», «Какие игры способствуют творческому развитию», «Игра - основной вид деятельности дошкольника», «Развиваем творческое мышление и воображение» и т. д. Также составлены презентации на тему: «Игры, которые учат», «Как воспитать творческого ребенка», «Активные методы образовательной деятельности» и т. д.
Таким образом, опыт показал, что с помощью активных форм и методов педагогической деятельности в дошкольниках можно развить творчество, способность осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию, обосновывать собственное мнение, а также работать в команде, и принимать на себя ответственность за других.
Раздел III.
Результативность опыта
Педагогическая диагностика детей по методике, используемой во время констатирующего этапа, показала позитивную динамику уровня развития творческих способностей дошкольников, о чем свидетельствуют полученные результаты:
- 58% детей дошкольного возраста отдают предпочтение познавательно-исследовательской деятельности.
- 60% детей проявляют самостоятельность творческого поиска.
- У 80% дошкольников отмечено удовлетворительное отношение к процессу творчества.
- 65% детей проявляли инициативу в выборе вида деятельности, создании и реализации творческого замысла, выборе средств.
Анализ педагогической диагностики по методике П. Торренса показал, что у 67% дошкольников развито творческое мышление и воображение (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений).
Таким образом, можно сделать вывод, что около 60% дошкольников обладают в той или иной мере творческим потенциалом и творческим мышлением.
Кроме того, привлечение родителей к участию в творческой деятельности способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию и укреплению единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребёнка.