Татьяна Леванова
Проект по гендерному воспитанию «Звездные мальчики и звездные девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Представляю вашему вниманию мой проект по гендерному воспитанию «Звездные мальчики и звездные девочки»
2. Как сказал Жан-Жак Руссо «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»
3. По определению ООН именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века.
Публикация «Проект по гендерному воспитанию „Звездные мальчики и звездные девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В России это связано с тем, что социальная стратегия государства, которая направлена на создание условий для устойчивого развития страны, предполагает включение гендерных компонентов во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Для решения данного вопроса в образовании в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 года «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний.
Требования к дошкольному образованию регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС ДО является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
4. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Гендерное воспитание в детском саду обеспечивает овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную модель поведения.
Но семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
5. Поэтому целью моего проекта является : Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности. И Задачи проекта :
- Создать предметно-развивающей среду в группе с учетом интересов мальчиков и девочек;
- Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;
- Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании;
- Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
- Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей.
6. Ожидаемые результаты проекта
У детей
- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру
и людям через игровую деятельность;
- осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
- желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У родителей
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
- содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания
как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей
между членами семьи;
- разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я –
мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для
мальчиков и девочек»;
- разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять
заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много
знают».
7. Данный проект состоит из трех этапов:
1 этап – подготовительный этап.
2 этап – внедрение проекта.
3 этап – анализ и оценка результативности реализации проекта
8. На первом (подготовительном) этапе проводилась работа с педагогами и узкими специалистами, обсуждались …
9. Также подбиралась и изучалась необходимая методическая литература.
10. Проводилось анкетирование родителей.
11. Была составлена системная паутинка по проекту, где все
запланированные виды деятельности были разбиты на блоки и темы.
12. Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта.
И тема «быть здоровым хотим!»
проводились беседы «Закаляйся, если хочешь быть здоров!», рисование
«Солнце, воздух и вода»; дидактические игры «Зарядка. Хорошо –
плохо», «Угадай вид спорта по показу»; также развлечение: «На
зарядку становись!»
13. Следующая тема – это «Чистота – залог здоровья», где проводилась беседа «Гигиенический уход за своим телом», дидактическая игра «Правила гигиены», развлечения: «театрализованное представление «Быть здоровыми хотим»; изготовление альбома «Уроки «Мойдодыра».
14. Тема «Я – мальчик или девочка». Интервьюирование детей «Кто я?», Рисование «Каким я вижу себя», Творческая игра «Угадай кто я?», Д / И «Мой портрет», выпуск газеты «А вам слабо?» (описание достижений в разных видах деятельности,
15. Следующая тема «Экология души». Рассматривали иллюстрации «Такое разное настроение»; проводилось рисование, лепка, аппликация по замыслу «Наши увлечения»; развлечение - конкурс «Наши таланты»; дидактическая игра «Кто что любит», составление альбома рисунков и рассказов под названием «МОЙ МИР».
Тема «Настоящие мужчины и женщины». Коммуникативная деятельность : беседа о красоте мужчин и женщин;
16. Тема «Настоящие мужчины и женщины». По данной теме разучивались пословицы о смелости мужчин и женской красоте; читали отрывки из сказок А. Пушкина с описанием женских образов; проводились сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Пожарные»; рассматривание альбома «Мужской и женский образ в искусстве».
17. Тема «Мой папа – лучший друг». Дети разучивали песни про папу, такие как песня Н. Лидина «Мы с папой»; дидактическая игра «Кому что нужно», сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Строители»; составление рассказа «Мой папа солдат», заучивание стихотворений к празднику;
18. Проводилась тема «Мамочка милая, мама моя», где дети
составляли описательный рассказ «Дорогой мой человек», заучивали стихотворения о маме к празднику; изготавливали сувениры для мам; проводились сюжетно-ролевые игры «Женский день», «Мама готовит».
19. Еще планируется провести тему «Домашние обязанности».
Где планируется провести беседу «Я - хозяин, я – хозяйка», рисование «Чем я могу помочь маме? Чем я могу помочь папе?», сюжетно-ролевые игры: «Уборка дома», «Ждем гостей», чтение и анализ художественных произведений Э. Успенского «Я один у мамы сын», А. Барто «Помощница».
20. И тему «Дружная семья», где будут составлятся творческие рассказы «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок о семье; беседа «На кого я похож»; дидактическая игра «Кто кому КТО?», «Так или не так?», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки Матери».
21. С родителями проводился Круглый стол «Гендерные особенности личности ребёнка», Деловая игра «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста», Тренинг для родителей «Если ребёнок не слушается».
В "Уголках для родителей" оформляется наглядная информация; проводится индивидуальное психологическое консультирование.
Совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно
-ролевым играм;
Также семьи участвовали в мероприятиях и конкурсах ДОУ, участие семей в конкурсах поделок «Осенний калейдоскоп», «Новогодняя игрушка», «Кукла – Веснянка»
22. Предварительный результат. Работа над проектом на данный момент не окончена, но по проделанной работе можно сделать предварительные выводы - родители активнее участвуют совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно – творческой деятельности.
У детей проявляется благодарность, заботливость и внимание по отношению к родителям, повышается значимость семьи в жизни; дети более доброжелательно относятся друг к другу.
23. Спасибо за внимание.