Людмила Хрущева
Проект по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки — два разных мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мальчики и девочки – два разных мира»
Актуальность проекта
Детство – это тот сосуд, который взрослые пытаются наполнить лучшим. Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания воспитанию культуры общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт их характеров. Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.
Публикация «Проект по гендерному воспитанию „Мальчики и девочки — два разных мира“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Одна из задач дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире людей; воспитание культуры общения мальчиков и девочек, создание соответствующих условий по организации работы по формированию представления о женственности и мужественности, формированию проявления своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Существует ряд причин, подтверждающих актуальность гендерного воспитания:
Во - первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, искажение отношения к различным функциям мужчины и женщины, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Во - вторых, не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребёнок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределение между ними бытовых обязанностей и социальных ролей.
В - третьих, родители, как правило, имеют не достаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий.
В - четвертых, в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России гендерные особенности не учитываются. Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.
Наблюдая за детьми в старшей группе, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания условий для гендерной социализации старших дошкольников.
На многие вопросы, возникающие перед родителями и педагогами, поможет ответить предлагаемый проект. Он посвящен проблемам общения детей противоположного пола.
Задания, игры, игры-упражнения различного типа ориентированы на развитие у детей не только психических процессов (внимания, воображения, восприятия, мышления, но и физических качеств (смелости, ловкости, выносливости, силы воли и др.). Это позволяет постепенно подвести ребенка к выработке навыков, которые помогут научиться понимать различия между мальчиками и девочками, видеть и оценивать хорошие поступки и положительные черты их характеров, доброжелательно относиться друг к другу в дальнейшей жизни.
Неудивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении. Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста.
Цель проекта: способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоению элементарных форм поведения соответственно пола.
Задачи проекта:
1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание);
2. Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.
3. Сформировать представления о женственности и мужественности, о внешности и навыках поведения представителей разного пола; воспитание дружеского толерантного отношения к противоположному полу, гуманного отношения к людям.
4. Формирование гендерной компетентности у родителей.
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Этапы проекта:
• Организационный (сентябрь – октябрь): формулирование проблемы, определение цели и задач проекта, подготовка методического материала, создание условий в группе, формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы (анкетирование).
• Содержательный (ноябрь – апрель): организация работы над проектом (постановка проблемы через игровую мотивацию, совместная практическая деятельность педагогов и детей по реализации проекта, вовлечение родителей в качестве участников проекта).
• Результативный (май): результативность работы по теме проекта (соответствие результатов проекта с поставленной целью, представление продуктов деятельности, презентация проекта).
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Основные формы реализации проекта:
• инновационная деятельность;
• сопровождение проекта педагогами (наставничество);
• активные формы обучения с детьми: ситуативные беседы, игровые обучающие ситуации, решение проблемной ситуации, игровые упражнения, дидактические и сюжетно – ролевые игры, презентации;
• взаимодействие с родителями (тематические консультации, анкетирование, презентации).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Продукты проектной деятельности: презентация проекта «Мир мальчиков и девочек».
Прогнозируемые результаты: приобретение в играх и в разных видах деятельности навыков, которые помогут детям научиться понимать различия между мальчиками и девочками, видеть и оценивать хорошие поступки и положительные черты их характеров, доброжелательно относиться друг к другу в дальнейшей жизни.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА И ЭТАПЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ.
Этапы Цели Предполагаемый результат Содержание
Организационный
Сентябрь
Изучение методической литературы по теме «Гендерное воспитание детей в условиях детского сада».
Заинтересовать родителей важностью данной темы.
Систематизировать материал по теме.
Обогащение знаний о своей семье, традициях.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации для родителей по теме: «Гендерное воспитание».
Октябрь
Продолжить самообразование по гендерному воспитанию детей.
Дать знания детям, что у них у каждого есть семья. Вовлечь родителей в работу в качестве участников проекта. Оформление генеалогического дерева семьи.
1. Консультация для родителей «Одинаково ли воспитывать дочерей и сыновей?»
2. Родительское собрание на тему: «Семейный альбом». Оформление альбома «Пословицы и поговорки о семье».
3. Сбор материала о семье (взрослые люди и дети; одежда, профессии - мужские и женские и т. д.).
4. Игра словесная «Узнай ребенка по описанию».
Содержательный
Ноябрь
Знакомство с качествами женственности, с ролью женщины в семье.
Осознание себя, как представителя определенного пола: я – девочка, я – мальчик. Разучивание пословиц про дружбу.
Оформление «Домика для кукол» (спальня, гостиная, кухня, ванная комната - вся соответствующая мебель для игр с куклами).
Оформить альбомы: «Профессии наших мам», «Профессии наших пап».
1. С помощью родителей дополнить книжный уголок. Подобрать книги, направленные на формирование положительного женского образа: Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди», р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», С. Аксаков «Аленький цветочек», «Морозко» и др.
2. Рисование на тему: «Это мамочка моя».
3. Д/И «Наденем куклу на прогулку».
4. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
5. Продуктивная деятельность - подарок маме (ко Дню Матери).
6. С/Р игра «Семья».
7. День открытых дверей «Организация в группе развивающей среды для девочек и для мальчиков».
Декабрь
Раскрытие ребенком образа «Какой Я?». Ребенок начинает осмысленно представлять себя: я – мальчик, я – девочка.
Дополнить предметно - развивающую среду новыми атрибутами для сюжетно - ролевых игр.
1. Рассматривание детьми своих фотографий, рассказывание о себе, своих семьях.
2. Изготовление памяток для родителей «Словесные поощрения мальчиков и девочек».
3. Рисование на тему «Это Я».
4. С/Р игры «Салон красоты», «Ждем гостей».
5. Д/И игры: «Опиши, как одет мальчик (девочка?», «Узнай по описанию детей группы».
6. Чтение книги «Как стать «Неболейкой»? (строение человека, части тела).
7. Беседа: «Мальчики – юные мастера. Девочки – маленькие хозяюшки».
Январь
Дать знания детям о том, что они живут среди других людей, которые не похожи друг на друга. У них есть свои достоинства и недостатки. Учить детей толерантности, дружбе. Ребенок понимает, как надо вести себя среди незнакомых людей (основы безопасности жизнедеятельности).
1. Рассказ воспитателя о том, что в группе есть определенные правила поведения.
2. С/Р игра «Поликлиника» (вежливое, дружелюбное общение).
3. Чтение Я. Аким «Друг» и беседа по произведению.
4. Сделать подарок другу.
5. Беседа: «Любимые игры мальчиков (девочек)»
6. Изготовление атрибутов для новой сюжетно - ролевой игры «Спасатели».
Февраль
Раскрыть роль мужчины в семье и в жизни общества. Мальчики более осмысленно представляют себя в образе «Я, как папа».
1. Беседа на тему «Мой папа самый лучший».
2. Физкультурный досуг «Мы сильные, ловкие, смелые».
3. Рассказ воспитателя «Героические профессии мужчин».
4. Словесная игра «Кто больше хороших слов скажет о папе?».
5. Лото «Профессии».
6. Аппликация «Подарок папе».
7. С/Р игра «Шоферы».
8. Подборка худ. литературы о мужестве и смелости: С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; «Пожар»; К. Чуковский «Айболит» и др.
Март
Учить мальчиков и девочек жить дружно. У детей формируются навыки и умения вести себя правильно в обществе. Формирование дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками.
1. Коммуникативная игра «Кто позвал?»
2. Беседа: «Мамины помощники».
3. С/И игра «Семья».
4. Чтение А. Усачев «Здравствуйте, спасибо и до свидания» и беседа по произведению.
5. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
Апрель
Учить детей гордиться своими национальными традициями.
Дети и родители с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых в группе.
1. «Неделя профессий». Рассказы родителей о своих профессиях.
2. Чтение В. Маяковский «Кем быть?» и беседа.
3. Экскурсия по городу: «Я люблю Смоленск» (посещение музея льна).
4. С/Р игра «Стройка».
5. Рисование городских достопримечательностей.
6. Фольклорный праздник с семейным чаепитием (дети накрывают столы для гостей).
7. Моделирование ситуаций: «Сделай комплимент».
8. Выставка совместного творчества детей и родителей «Птицы – наши пернатые друзья».
9. Беседа «Кто мы?»
Результативный
Май
Презентация
Подведение итогов
1. Беседа: «Путешествие в страну мальчиков и девочек».
2. Предложить детям для рассматривания и обсуждения фотоальбом «Наша дружная группа» (фотографии с праздников, прогулок, различных мероприятий, из повседневной жизни).
3. Заседание родительского клуба.
4. Оформление портфолио на каждого ребенка.
5. Выставка рисунков «Кем быть?»