Людмила Харюткина
Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников «Мальчики и девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ "Новомичуринский детский сад№1".
Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников "Мальчики и девочки".
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек, из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки! Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки! Сделаны наши девчонки!
Публикация «Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников „Мальчики и девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок, из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки! Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки! Сделаны наши девчонки!
Паспорт проекта.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (учебный год 2016-2017).
Участники проекта : дети старшей группы № 10 «Буратино» воспитатели : Денисенко О. В., Харюткина Л. Н. ,специалисты, родители детей.
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный.
По характеру контактов: детско – взрослый.
Объяснительная записка: «Человек – социальное существо; его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.
Самые тяжёлые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.
Проблема: если потребность ребёнка – дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжёлые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.
Обоснование проблемы: общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащее в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость.
Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Это разнообразие коммуникативных действий. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитывать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать всё необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.
Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта :
Изучение современной воспитательной ситуации указывает на низкий уровень культуры гендерных отношений. Молодые люди из – за недостатка развитых у них качеств мужественности испытывают трудности во время службы в армии, при вступлении в брак оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме, нести ответственность за семью и воспитание детей. Представительницы в связи с недостаточно развитыми у них качествами женственности не обладают умением поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство, порождая семейные конфликты. Неумение супругов строить взаимоотношения в семье приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа ещё не распавшихся, но неустойчивых браков. Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретёт все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы. В игровой форме дети овладевают умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности, в процессе общего дела помогать и быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, девочки овладевают уроками женственности, а мальчики уроками мужественности. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. В дошкольном возрасте в игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
Цель проекта : - учитывая актуальность этой темы, а так же реализуя одно из приоритетных направлений, а именно «полоролевое воспитание старших дошкольников в игре», мы поставили перед собой цель: разработать и апробировать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в игровой деятельности для формирования в подрастающем поколении качества мужественности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
Задачи проекта : Для воспитателей : - изучить анатомо-физиологические, психологические и другие особенности мальчиков и девочек;
- определить особенности содержания и игровых стилей у мальчиков и девочек;
- составить, апробировать систему и определить эффективность работы по формированию полоролевого воспитания дошкольников в игре.
Для детей: - преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение,
- развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг другу.
- осознание отношений внутри семьи; формирование тёплого отношения к её членам,
- преодоление отчужденности по отношению к сверстникам; разрушение защитных барьеров, отгораживающих от сверстников.
- развитие внимания к сверстникам, способность видеть его, обращать на него внимание.
Проект рассчитан на один год. Совместная игровая деятельность проводилась один раз в неделю во второй половине дня со всеми детьми. Большое внимание уделялось самостоятельной деятельности детей, в которой использовались наиболее понравившиеся детям игры и инсценировки.
План реализации:
Сентябрь
- составить план работы по гендерному воспитанию в игре на учебный год;
- подбор и анализ методической литературы по теме.
Октябрь
- согласовать темы со специалистами;
- консультация для специалистов, планирование работы по взаимодействию;
- изучить литературу по теме.
Ноябрь
- психолого-педагогические исследования по вопросам гендерного воспитания;
- анкетирование родителей для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания;
- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду с учетом предпочтений и интересов девочек и мальчиков.
Декабрь
- эмблемы для мальчиков и девочек;
- совместная деятельность педагога и детей «Мужчина и женщина, – какие они?»
Январь
- беседы на тему «Мальчик - будущий мужчина, девочка - будущая женщина»;
- посвящение мальчиков в рыцарей, а девочек в принцесс.
Февраль
- проведение праздника «День Защитника Отечества»;
- народный фольклор о мальчиках, девочках (пословицы, поговорки и т. д.);
- литературная викторина «Добры молодцы и Красны девицы».
Март
- проведение праздника-конкурса «Кто дарит нам красоту!»;
- панно «Ладошки наших деток – мамочка и папочка – найди меня»;
Апрель
- организация уголков труда с учетом гендерных особенностей «Мастера и Мастерицы»;
- беседа «Как дружат между собой девочки и мальчики».
Май
- проведение итогового занятия «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина»;
Предполагаемые результаты:
Ожидаемые в конце проекта конкретные результаты:
- модель внедрения гендерного подхода в игровую деятельность старших дошкольников;
- решение воспитательно-образовательных задач в системе организации игровой деятельности с учетом гендерных особенностей;
- построение развивающей среды в группе, создание разного пространства для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака;
- накопление представлений, умений, навыков с учетом отношения к себе, как представителю определенного пола.
В процессе работы инновационного проекта у детей должны вырабатываться:
- навыки доброжелательного отношения друг к другу;
- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр. ;
- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
-умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола;
- умение организовывать совместную деятельность мальчиков и девочек;
- формирование способности к разделению обязанностей в интересах общего положительного результата;
- умение соответствовать правилам поведения будущим принцессам и рыцарям.
Работа с родителями: - анкетирование,
- консультации, - беседы, - совместные праздники и труд в группе.
Опыт работы по предложенному направлению:
Анализ опыта работы выявил положительные тенденции в этом направлении с учетом гендерного подхода : разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности и при этом учет гендерного подхода. Эта деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ.
Создавая этот инновационный проект, мы сделала вывод, что, организуя педагогическое взаимодействие без учета половых особенностей воспитанников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие, так как отсутствуют знания о психофизиологических возможностях ребенка.
Результаты: - дети в группе стали более доброжелательны друг к другу,
- стали больше следить за своим внешним видом,
- оказывают помощь друг к другу без просьбы,
- научились соответствовать правилам поведения, соответствующим своего пола,
- дети стали более уважительными к сверстникам и взрослым,
- выработалось умение организовывать совместную деятельность мальчиков и девочек.
Результаты мониторинга уровня развития интегративных качеств детей в конце года по сравнению с первичным показали, что обучение детей старшего дошкольного возраста решению проблемных ситуаций, представленных в игровой форме, даёт стойкий эффект, который проявляется как на личностно – смысловом уровне развития детей, так и индивидуально – исполнительном плане.