Людмила Долгошеева
Выступление на семинаре «Развитие творческих способностей дошкольников посредством работы с белой глиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Добрый день уважаемые коллеги, тема моего выступления «Развитие творческих способностей дошкольников по средствам работы с белой глиной».
Публикация «Выступление на семинаре „Развитие творческих способностей дошкольников посредством работы с белой глиной“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Вопрос о развитии творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
Слайд №2
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Человек способный к творческому самовыражению, чутче и добрее относится к окружающему его миру, осознает необходимость бережного отношения к природе и людям.
Изобразительная деятельность, позволяет детям выразить в творчестве свои желания и эмоции.
Слайд №3
Лепка их глины, с последующим обжигом и раскрашиванием - замечательное средство развития у детей творческих способностей.
Занятие лепкой способствует развитию мелкой моторике рук, формированию умственных способностей детей, развитию речи, тактильной памяти; расширяет их художественный, и не только, кругозор, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.
Глина - природный материал – неаллергенный.
В зависимости от потребности, глина может быть мягкой, очень мягкой, вязкой и даже жидкой. У глины шире спектр свойств, чем у пластилина и у теста, поэтому и возможностей, при лепке из глины, значительно больше.
Детей привлекают пластичные свойства глины : её не нужно предварительно разминать, она приятна на ощупь, не оставляет жирных следов, глина послушно откликается на все движения рук.
Слайд №4
На глине можно сделать отпечаток и она удержит его, это свойство дети любят использовать особенно для сохранения хрупкой красоты растений – травинок, резных листьев, цветов.
Обожженная глиняная детская поделка может храниться годами, и напоминать человеку о замечательной поре детства; сохранит отпечаток кленового листа навечно, а ведь этот лист можно ещё и раскрасить. Так к детям приходит понимание того, что они могут создавать красоту своими руками.
Слайд №5
Интересно и познавательно использование различных нетрадиционных техник. Барельеф: низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Горельеф: высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Печать различных материалов (листья деревьев и кустарников, ткани разной текстуры, бисер, различный бросовый материал и др.). Лепка из глины дает тот же эффект что и массаж рук, что положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря ребенка.
Уникальные свойства глины помогут ребенку снять эмоциональное напряжение, освободиться от психологических и интеллектуальных перегрузок, гармонизировать взаимоотношения с окружающим миром.
Слайд №6
Создание глиняной скульптуры (поделки) происходит в три этапа:
1 – лепка;
2 – обжиг;
3-раскрашивание или роспись, уже керамического изделия.
Процесс росписи или раскрашивания, обожженной поделки, можно выделить как особый вид изодеятельности.
Размер изделия (как правило, помещается на детской ладошке) диктует определенные правила работы : четкость движений, сосредоточенность, внимание. Здесь важно все, выбор краски (акварель или гуашь, сочетание цвета, размер кисточек.
Важно так же, что бы ребенок имел, как можно больше представлений о создаваемом образе.
Слайд №7
Основная цель - развитие творческого потенциала ребенка, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных приемов.
В основе работы естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
Слайд № 8,9
Задачи:
1. Одновременное развитие всех психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
2. Совершенствование навыков и умений лепки из глины.
3. Обучение навыкам целесообразного применения приемов лепки для создания выразительного образа.
4. Расширение представлений детей о декоративно - прикладном искусстве.
5. Развитие эмоциональной заинтересованности детей процессом изодеятельности (лепки из глины, роспись).
6. Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности детей на основе обогащения личного опыта ребенка.
7. Развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Слайд №10
Работу с детьми разных возрастов можно разделить на 3 этапа: 1 этап - младший возраст, 2 этап - средний возраст, 3 этап – старший дошкольный возраст.
Слайд №11
1 этап - младший возраст. Основной особенностью, в работе с малышами, является формирование у детей навыков формообразующих движений; «конструирование» различных образов из готовых элементов; знакомство со свойством глины удерживать на поверхности отпечаток.
В младшем возрасте у детей уже образовались функциональные связи между анализаторными и ассоциативными системами и происходит совершенствование механизмов управления движениями. Ребенок тянется ко всему, что видит, ему хочется все потрогать, понюхать, т. е. произвести какие - либо действия с предметами попавшими ему в руки- так почему этим предметом не может быть кусочек мягкой глины?
“Фундамент” изобразительных способностей у детей закладывается, когда дети получают представления о том, что знакомые предметы окружающего мира можно изобразить – нарисовать, слепить, например из глины.
Конечно же, на занятиях нужно применять игровые приемы, вводить персонажей (сказочные персонажи, герои песенок, стихов и потешек и др.). С обязательным последующим обыгрыванием любых поделок.
Слайд №12
Ожидаемые результаты младший возраст
Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
Формирование навыков создания целостных образов из готовых деталей.
Формирование формообразующих основных движений.
Развитие мелкой моторики.
Слайд №13
2 этап - начинается в среднем возрасте, продолжается в старшем. Происходит закрепление формообразующих движений; интенсивное расширение представлений о свойствах глины; о новых способах и приемах лепки и раскрашивания, в том числе и нетрадиционных.
Слайд №14
Ожидаемые результаты
Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
Формирование знаний о свойствах глины.
Совершенствование основных формообразующих движений.
Усвоение навыков использования в лепке различных рельефных материалов.
Умение создавать, с помощью педагога, несложные образы.
Формирование творческих способностей.
Проявление самостоятельности в работе.
Слайд № 15
3 этап - проявление творческой самостоятельности в выборе темы и способах ее реализации - старший дошкольный возраст (начинается в старшей группе, совершенствуется, в подготовительной).
Слайд №16
Ожидаемые результаты
Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
Формирование знаний о свойствах глины.
Формирование знаний о разных способах лепки.
Совершенствование навыков лепки разными способами.
Проявление самостоятельности в работе.
Формирование творческих способностей.
Слайд №17
«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Спасибо за внимание!