Нина Прохода
Описание опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на кружковых занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
“Ум ребенка – на кончиках его пальцев». В. Сухомлинский
Идея опыта заключается во внедрении системы дополнительных занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
1. Условия формирования опыта.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Публикация «Описание опыта работы по теме: „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на кружковых занятиях“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Темочки
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в образовательной деятельности, обсуждение с коллегами на педагогическом совете привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование в кружковой работе по изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
2. Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта обеспечена программой кружковой работы по изодеятельности «Росинка» Орловой Л. Г., которая адаптирована к условиям ДОУ и разработана на основе дополнительных программ по изобразительной деятельности, методических пособий по обучению рисованию нетрадиционными техниками (Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству», И. А. Лыкова «Цветные ладошки», Г. Н. Давыдова «Обучение нетрадиционным техникам рисования», которые реализуются в нашем детском саду. Программа «Росинка» направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей, а комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса. Программа охватывает различные стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой обобщённый многолетний опыт кружковой работы по изодеятельности для детей от 3 до 7 лет.
3. Актуальность опыта.
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. И я считаю, что именно такой вид деятельности с детьми дошкольного возраста, позволяет мне развить в детях такие качества, как:
Креативность;
Умение нестандартно мыслить;
Творческость;
Коммуникативность.
4. Степень новизны моего педагогического опыта заключается в том, что в нем проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. И обучение рисованию нетрадиционными техниками проходит планомерно и систематично.
5. Адресность опыта.
Дети от 3-7 лет.
Мой педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов.
6. Технология опыта.
Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста на кружковых занятиях средствами нетрадиционных техник рисования, формирование разносторонне развитой, творческой личности.
Достижение целей опыта реализуется на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
принцип культуросообразности ;
принцип сезонности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип цикличности;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности;
принцип интереса;
принцип личностно-ориентированного общения;
принцип тематического планирования материала.
Все педагоги должны понимать, что время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в своей педагогической практике я использую современные развивающие технологии:
личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза);
ИКТ;
здоровьесберегающие.
Также мною используются следующие формы и методы работы с детьми:
занятий, как беседы,
путешествия по сказкам,
наблюдения,
целевые прогулки,
экскурсии,
фотовыставки,
выставки рисунков,
конкурсы,
развлечения.
Методы:
наглядный,
словесный,
практический.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Развитие художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
На кружковых занятиях я обучаю детей таким видам нетрадиционного рисования, как:
Рисование нитками
Рисование с помощью соли
Рисование методом напыления
Рисование кляксами
Рисование ладонью, пальцами
Мятый рисунок
Рисование овощными печатками
Рисование пластилином по картону
Рисование «волшебными» ватными палочками
Монотипию
Проступающий рисунок
Рисование штрихом – «чирканьем» восковыми карандашами
Печатание листьями
Рисование акварелью по мокрому слою
Печатание мятой бумагой
Расчёсывание мокрой краски (вилкой или гребешком)
Рисование поролоном (губкой).
Граттаж
Рисование методом тычка
Рисование солёным тестом
Батик (рисование по ткани)
Рисование пробками, колпачками (бросовым материалом)
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.
7. Работая с детьми, я постоянно сотрудничаю с их родителями. И я использую любую возможность для общения с ними, для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы. Родители откликаются с интересом, участвуют в подготовке материалов для нетрадиционного рисования. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка и совместных детско-родительских проектов. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее, повышается его самооценка. Всё это стимулирует детей к познанию нового.
7. Результативность опыта.
Мною каждый год проводилась диагностика (водная, промежуточная и итоговая). Анализируя работу с детьми, я не только корректировала планирование кружковой деятельности, но и на итоговых родительских собраниях рассказывала об успехах наших детей. Прослеживая диагностические данные за описываемый период, я могу сказать, что средний и высокий уровень освоения детьми навыков изодеятельности увеличился на 28%. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.
Использование систематических кружковых занятий по изодеятельности помогает моим воспитанникам становится раскрепощёнными, креативными, творчески мыслящими. Высокий уровень освоения дополнительной программы стал одной из ступенек к успешной подготовки моих воспитанников к школе. И этот факт подтверждает диагностическая работа педагога-психолога Будаевой Е. В., которая показала высокий уровень готовности моих детей к дальнейшему обучению (школьно-зрелые дети).
Количество обследуемых детей 14. Из них д/с- 14, домашние дети не обследовались.
Уровень школьной зрелости детсадовских детей: - высокий 6 человек (43 %) - средний 6 человек (43%)
-низкий 2 человека (14%)
Положительным результатом в своей работе считаю участие и победы детей в мероприятиях различного уровня. Результаты детского творчества не раз были отмечены жюри конкурсов и участвовали в районных тематических выставках.
В работе с детьми, работая в детском саду, я постоянно чувствую потребность в самообразовании, в повышении уровня квалификации. Сделать это мне позволяет участие в МО района, в конкурсах различного уровня. Участвуя в них, я повышаю свой профессиональный уровень, развиваю свои коммуникативные навыки, совершенствую своё профессиональное мастерство.
Немецкий педагог Адольф Дистерверг писал: «Педагог лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».