Татьяна Биличенко
Развитие творческих способностей дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как учить детей, имеет необходимую подготовку во области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер. Я стараюсь создать для этого все условия: прежде всего обеспечиваю эмоционально-образное восприятие действительности, формирую эстетические чувства и представления, развиваю образное мышление и воображение, учу детей способам создания изображений.
Основная задача для меня – процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства (овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений, воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы доставить радость другим, а возникает такое желание уже на четвёртом году жизни. Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась сверстникам, родителям, воспитателям.
Я всегда помню о том, что положительное эмоциональное состояние ребёнка на занятиях – обязательное условие для развития его творчества. Стараюсь предложить детям такую тему для рисунка, лепки, аппликации, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребёнка, взволновала его, чтобы ему захотелось выразить её как можно лучше. Например, предложение нарисовать Детский сад подаётся в такой форме, что у детей возникает желание пофантазировать и придумать «свой Детский сад» с присущими только ему выразительными чертами (продемонстрировать рисунки детей).
Эстетическое воздействие на детей зависит и от того, какие предметы и явления природы, общественной жизни отбирает педагог для изображения. Это должны быть не только хорошо знакомые предметы, игрушки, но и предметы красивые, вызывающие положительные эмоции, радость, удивление, восхищение. Для выполнения этой задачи отлично подходят предметы народно-прикладного искусства.
При объяснении задания стараюсь находить образные, выразительные слова. Цитирую стихотворения или песенный текст. От этого эстетическое впечатление только усиливается.
Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развитию их творчества – индивидуальный подход к каждому ребёнку. Чтобы осуществить такой подход, я наблюдаю за детьми в процессе их деятельности, отмечая, что характерно для каждого; что удаётся, а что нет, какие трудности возникают у ребёнка в процессе создания рисунка, лепки или аппликации, как он относится к этим занятиям, какому из них отдаёт предпочтение и т. п. Дети отличаются друг от друга характером восприятия, который зависит от того, как ребёнок владеет способами восприятия. Так некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них складывается отчётливый образ. позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации. Другим же недостаточно и тщательного наблюдения, а от этого зависит то, какое изображение будет создано. Индивидуальные особенности детей педагогу обязательно надо знать. Это позволит ему эффективно руководить детским изобразительным творчеством, оказывать необходимую помощь, тактично направлять те или иные действия детей.
Нельзя забывать о том, что положительную оценку работы педагог даёт по заслугам, то есть за действительно хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, при этом не следует забывать о возможностях возраста.
Обладая знаниями, навыками и умениями, необходимыми для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, воспитатель не должен останавливаться на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов обучения детей изобразительной деятельности. Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность. Лично я нашла для себя очень интересный вид изобразительного искусства – создание мандал, с которым я и хочу вас познакомить (презентация).