Ольга Степанова
Выступление на педсовете на тему: Игровая терапия (младший школьный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития младшего школьника-его поведение. Любые нарушения в развитии личности ребёнка (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искажённые представления о себе и своих возможностях) закономерно проявляются в его поведении.
Для коррекции типичных форм неконструктивного поведения, среди которых импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное поведение, в распоряжении воспитателя имеется игровая деятельность.
Публикация «Выступление на педсовете на тему: Игровая терапия (младший школьный возраст)» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В игровой деятельности- уже хорошо освоенной младшими школьниками-дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнёрства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Я хочу немного рассказать о том, какие игры мы применяем в своей работе.
Во-первых, игры с правилами, игры-соревнования. Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушить игру.
В играх- соревнованиях правила отличаются не только чёткостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребёнок правила игры или нарушает их- это сразу же замечают другие игроки, что создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры- соревнования- наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпеливого ребёнка. Постепенно, в процессе коррекционно- развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность ослабевают. В основе этих позитивных изменений несомненно лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретённые ребёнком навыки выдержки и самообладания.
Популярная настольная игра лото- это пример игры с правилами и одновременно игры- соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полезна для младших детей с импульсивным поведением. От ребёнка здесь потребуется быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке называемые цифры, быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявляемая цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слёз в случае проигрыша.
Будучи усложненной, игра с успехом используется на последующих этапах коррекционно- развивающей работы с импульсивными детьми. Для усложнения игр с правилами целесообразно:
-подключить к игре действия, требующие большей внимательности, наблюдательности
(например, заполнять не одну карточку, а две карточки);
-внести в игру дополнительные запреты и т. д.
Также в своей работе мы используем коллективные дидактические игры как инструмент коррекции протестного поведения. Как показывает практика, младшим школьникам с протестным поведением присущи упрямство и эгоизм, из-за которого они не владеют в достаточной степени навыками взаимодействия со сверстниками. Чтобы преодолеть эти недостатки в развитии ребёнка, его надо включать в совместную дидактическую игру с другими детьми. Вот, например, игра «Собери кораблик». Дети играют парами (в паре с конфликтным ребёнком желателен уравновешенный или застенчивый сверстник). Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребёнок должен составить такой же из выданного ему набора фрагментов- «деталей» кораблика. Причём набор составлен так, что, только обменявшись с партнёром недостающими деталями, каждый участник игры может точно вопроизвести кораблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что эта игра с секретом, который они должны разгадать, чтобы у них всё получилось. Постепенно, путём проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас всё получится».
Используем в работе и психотехнические, освобождающие игры в коррекции агрессивного поведения. Эти игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Например, игра «Тир». В ней ребёнок- ведущий стреляет (бросает мячики) по движущимся мишеням- по другим детям, которые изображая какую-либо зверушку, с равным интервалом перебегают от одной стены к другой. Или игра «Цыплята». Агрессивному ребёнку предлагается приготовить «корм» для цыплят, т. е. разорвать лист бумаги на мелкие- мелкие кусочки. В играх такого типа и особенно «молчанках», играх с командами «Стоп!» или «Замри!» дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
Играем мы и в народные игры. Ведь народная игра- это универсальное средство коррекции недостатков личностного развития. В целом этика народной игры усваивается младшими детьми естественно, без морализаторского диктата со стороны воспитателя, что позволяет детям незаметно для себя, исподволь, приобретать навыки саморегуляции и самоконтроля.
Ещё одно преимущество народной игры заключается в том, что ей предшествует зачин, игровая прелюдия. Таким зачином может быть, например, считалка. Она вводит в игру, помогает распределению ролей, и одновременно является средством самоорганизации детей. Другая разновидность зачина- жеребьёвка. Например, дети испытывают друг друга в молчании, т. е. бросают жребий: кто дольше промолчит, тому и водить. В этом случае роль ведущего достаётся самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для детей с импульсивным поведением. В народной игре агрессивным детям приходится делать усилие над собой. Веками заведено, что за грубую силу, враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать:
«Мы с тобой не играем». И тут уже ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправить своё поведение. Народные игры эффективны и в работе с застенчивыми детьми. Ведь в игре есть не только ведущие, но и ведомые. Игра «Коршун и наседка», в ней коршуном должен быть ребёнок смелый, инициативный, а птенцом становится ребёнок стеснительный. И даже в этой роли есть масса возможностей для активности и проявления себя.