Светлана Морозова
«Обучение младших школьников исследовательской деятельности». Выступление на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Публикация «„Обучение младших школьников исследовательской деятельности“, Выступление на педсовете» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.
В ходе работы по теме самообразования «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников» я накопила материал по данной проблеме и регулярно использую этот метод на уроках окружающего мира и во внеурочное время.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников организуется по двум направлениям.
Слайд2
В процессе работы над темой я поняла, что для того, чтобы организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, надо:
• вооружить юных исследователей специальными знаниями, необходимыми для проведения самостоятельных исследований;
• формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска.
Прежде чем начинать учебное исследование необходимо обучить младших школьников исследовательской деятельности. Учащиеся знакомятся со структурой исследования, с понятиями: проблема исследования, тема исследования, актуальность выбранной темы. Они учатся, как правило, в игровой форме формулировать цель и задачи, определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу.
Юные исследователи знакомятся с источниками информации, осваивают различные методы получения информации по выбранной теме. Это :
Слайд 3
1. Подумать самостоятельно. Ученик задает себе вопросы: Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? С этого метода начинается любое исследование.
2. Посмотреть книги о том, что исследуешь. Ребята учатся работать с литературой, в первую очередь это справочники, энциклопедии и словари. Библиотекарь нашей школы всегда рада помочь в подборе нужной литературы.
3. Спросить у взрослых. Школьники в зависимости от темы работы берут интервью у разных людей, беседуют со специалистами (например, фельдшером, врачом) или неспециалистами (родителями, местным населением). Например, исследуя русскую печь или одежду предков – беседуем со старожилами села, работниками краеведческого музея, исследуя проблему сохранения зубов или осанки ребенка – задаем вопросы фельдшеру, учителю биологии; изучая свою родословную, имя, фамилию – обращаемся за помощью к родным).
4. Познакомиться с кино-, видео-, телефильмами по теме исследования.
Фильмы – это настоящий клад для исследователя, отличный источник знаний! При исследовании мира животных большую помощь оказывают фильмы ВВС о природе, телепередачи о природе.
5. Обратиться к компьютеру. Сегодня ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ можно посетить виртуальные музеи, полистать странички энциклопедических справочников. В работе над темами «Что мы знаем о кошке?», «Наш друг – собака», «Подводный мир», «Птицы – наши друзья» нам большую помощь оказал мультимедийный диск «Ребятам о зверятах»; в проекте «Комнатные растения» - диск с одноименным названием, при оформлении исследований, касающихся здоровья человека – диск «Мое тело. Как оно устроено?»
6. Понаблюдать. Это интересный и доступный способ добычи новых знаний. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, весы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения и т. д. Все это также можно по возможности использовать в исследованиях. Экскурсии, наблюдения играют огромную роль в обучении исследованию, особенно когда исследуется природа.
7. Провести опыт, эксперимент. Это самый главный метод познания в большинстве наук, одна из важных частей любого исследования. Без опыта трудно ответить на вопросы: Как вырастить растение? Как подготовить семена к посеву? Что такое снег и лед? Как кошка предсказывает погоду? Что влияет на состояние осанки школьника? И т. д.
Предлагаю провести игру, которая покажет, как можно составить с детьми план исследования
Фрагмент занятия по обучению младших школьников исследовательской деятельности
Тема: Методы исследования. Составление плана исследования.
Учитель: На прошлом занятии вы, ребята, предложили выбрать объектом исследования окружающий мир, а если конкретнее, то домашних животных.
Слайд 4
Давайте определимся с предметом исследования. Я предлагаю вам выбрать.
На мониторе рисунки, фото или слова: КОШКА, СОБАКА, РЫБКИ, ПОПУГАЙ, ХОМЯК, КРОЛИК.
(В зависимости от наполняемости класса, возраста исследователей, их интересов исследование может быть коллективным, групповым, индивидуальным. Темы могут быть одинаковыми для всех или разными.)
- Попробуем сформулировать тему исследования. …
- Итак, тему выбрали. Наша цель: получить как можно больше новых сведений о предмете исследования и подготовить о нем доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Существует много способов добычи информации – методов исследования.
Каждый исследователь должен в совершенстве владеть основными доступными методами исследования. Давайте назовем их.
Слайд 5
На мониторе появляется схема «Методы исследования»
• подумать самостоятельно;
• прочитать книги по теме;
• спросить у другого человека;
• обратиться к телевизору, компьютеру;
• понаблюдать;
• провести эксперимент.
- Итак, мы определили тему, цель, задачи исследования, выбрали методы. Давайте обсудим план работы.
- Что мы можем узнать об объекте исследования из специальной литературы, научно-познавательных фильмов? (историю одомашнивания, породы и т. д). Кстати, не забудьте составить список использованной литературы.
- Какие наблюдения, опыты, эксперименты мы можем провести?
(анкетирование: насколько популярно животное среди учеников класса или школы; кого чаще заводят: самцов или самок; уточнить среднее количество в доме; выявить наиболее популярные клички; эксперимент: особенности поведения в разное время суток, выявить кулинарные пристрастия; наблюдать, как животное может предсказать погоду; можно ли его чему-то обучить, выявить, как развиты органы чувств (обоняние, слух, зрение, осязание, вкус) и т. д. Не забудьте сделать выводы.
- Какой интересный материал еще можно подобрать?
(пословицы, поговорки, приметы, загадки, стихи, песни, рисунки, интересные факты и рекорды, сочинения, поделки и т. д.)
- А еще я предлагаю вам составить памятку «Как ухаживать за…»
- Давайте решим, как мы будем представлять собранный материал? В какой форме будет проходить защита работы? …
«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Ребенок, изучивший что-либо, стремится рассказать то, что узнал. Именно поэтому нельзя пропустить этап «защиты» выполненной исследовательской работы. Без него исследование нельзя считать завершенным. Этап представления результатов исследования позволяет решить несколько задач:
- развитие научной речи и умения оценки и самооценки,
- возможность продемонстрировать свои достижения;
- пополнение знаний других учащихся новыми сведениями и др.
Защита должна быть «публичной», в качестве зрителей выступают одноклассники и учащиеся из других классов, учителя, библиотекарь, родители. Формы защиты, позволяющие представить результаты исследования, разные:
Слайд 6
Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников.
• Детские конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории.
• Выступления (как правило для определенного круга)
• «Круглые столы» и семинары
В своей практике чаще использую защиту в форме:
- Праздников (одна из любимых детьми форм).
- Творческого отчета о проделанной работе.
- Выпуска альбомов и газет.
Следует заметить, что взрослым надо быть очень аккуратными в оценке работ учащихся, хвалить юных исследователей, создавать ситуацию успеха, находить «изюминки» даже в «слабых» работах.
В учебной исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников. Большинство тем исследования в начальной школе можно связать с литературой, историей, искусством, краеведением, фольклором. Исследуя русскую печку или народный костюм – приобщаем историческую справку, репродукции картин художников, рисунки и иллюстрации, отрывки из литературных произведений, загадки, пословицы и поговорки об объекте исследования; исследуя домашних животных – вспоминаем историю их одомашнивания, породы, приметы, стихи, песенки, интересные факты, сведения о рекордсменах; исследуя комнатные растения – цветы и астрология, цветы в поэзии классиков и популярных песнях, цветочный этикет, цветочная азбука, цветы в натюрморте и т. д.
Учащиеся под моим руководством осваивают азы проектно-исследовательской деятельности, учатся собирать информацию, анализировать ее, оформлять и защищать свои работы.
Тематика работ самая разнообразная.
Слайд7
Есть и первые положительные результаты (о победах на конкурсах исследований).
Слайд 8, Слайд 9
Уже сейчас, хотя работа над решением проблемы не окончена, я могу отметить, что исследовательская работа расширяет кругозор, познавательные способности учащихся; появляются возможности использовать информационные технологии, приобретаются новые знания; осваиваются механизмы их самостоятельного получения; развивается логическое мышление; приобретаются способности работать с дополнительной литературой.
У меня появляются надежды, что в конечном результате ученик-исследователь будет обладать следующими качествами личности:
1) уметь самостоятельно приобретать новые знания, применять их на практике;
2) творчески мыслить; находить пути преодоления трудностей;
3) работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать выводы, находить решения.
Таким образом, обобщив свой опыт, можно сказать, что в условиях начальной школы возможно решение задач, направленных на развитие исследовательских навыков учащихся, и одна из задач учителей начальных классов: внедрять проектно-исследовательскую деятельность, как основу формирования УУД у учащихся, в учебный процесс.
Примечания: Презентация превышает максимальный размер и, к-сожалению, не загружается. Если она кому-то будет интересна, могу переслать по э/почте.