Лучший педагог года

Воспитание культуры общения у дошкольников.  Выступление на педсовете

татьяна чертанова
Воспитание культуры общения у дошкольников.  Выступление на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому с правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Изучив содержание и сущность этикета, я выделила три основных поведенческих критерия:

Публикация «Воспитание культуры общения у дошкольников,  Выступление на педсовете» размещена в разделах

- как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе

порядком поведения;

- как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами;

- как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое

наслаждение.

С целью выявления того, на какие виды этикета все-таки акцентировать наибольшее внимание, мною была проведена диагностика детей. Для определения уровней умения выполнять правила этикета дошкольников, я выбрала следующие методы: педагогическое наблюдение, беседу по вопросам, диагностические игровые задания. Разрабатывая данную диагностическую методику я опиралась на уже имеющиеся критерии диагностики, созданные авторами Логиновой В. И., Курочкиной И. Н. ,Корчиновой О. В. и Шипициной Л. М., я поняла, что мне необходимо больше внимания уделить культуре общения.

Культура общения, как часть этикетного поведения, предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использо-ванием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Не менее важно и научить ребенка внимательно слушать собеседника,

спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

Для воспитания этикетного поведения мне необходимо было создать следующие условия:

• Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из детей, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей;

• Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых.

• Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

В своей работе я использовала следующие способы педагогического воздействия на детей:

Приучение: детям давала определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Я не только показывала, но и контролировала точность выполнения того или иного правила.

Упражнение: многократно повторяли то или иное действие, например, здороваться, прощаться, благодарить, обращаться к кому-либо с просьбой, добивалась осознания ребенком необходимости этих действий.

Воспитывающие ситуации : создавала условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, попросить разрешения пройти, если на пути кто-то стоит или же просто «протиснуться» между стоящими.

Поощрение: проводила различными способами, активизируя дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

Наказание: применяла крайне редко как осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка, которое было направлено на возникновение желания поступать хорошо.

Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку, этим образом была для детей я, воспитатель, родители, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Разнообразие словесных методов: помогают моим детям более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, я избегала скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Разъяснение: я не только читала детям рассказ, но и разъясняла им как и почему так следует поступить в той или иной ситуации.

Беседа: помогала мне выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее проводила небольшой группой в 8 – 10 человек, в которой каждый ребенок мог высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек помогали мне правильно ее построить.

Моя задача состояла не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.

В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Я всегда обращаюсь к детям по имени, их же приучаю обращению к взрослым по имени и отчеству, а к сверстникам – по именам. Испытывая радость от общения с воспитателями, дети всегда ожидают встречи с нами, верят в правоту наших слов. Необходимый настрой создает, выработанный совместными усилиями, порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие:

- сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение;

- доброжелательно воспринимать других;

- не отказываться от участия в играх и упражнениях;

- не стесняться своего незнания и неумения;

- не бояться ошибаться;

- не смеяться над другими.

Я ввожу в сознание ребёнка необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым, воспитателем и дошкольником. Первый имеет опыт, знания, приоритет положения. Второй только начинает жизнь, приступает к ее изучению. Он может стать равным первому, проделав над собой огромную, серьезную и трудную работу. Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям.

При организуемых мной воспитателъно-образовательных мероприятиях, например, этических беседах, где поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере пре-дотвращает между ними конфликты.

Эффективно включение в беседы употребленных к месту и вовремя пословиц и поговорок, например: «Мал, да удал», «И лес шумит дружней, когда деревьев много», «Где слова с делом расходятся - там непорядок водится», и т. д. Они учат сравнивать и обобщать хорошие поступки, заставляют задуматься о том, удалось ли им, детям, совершить добрые дела. Немаловажно и то, что детям демонстрируется красота родного языка, емкая мудрость народной речи.

Я постоянно обращаю внимание на манеру общения детей друг с другом и со взрослыми, предлагаю им различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая их поступкам доброжелательную оценку, формируя в каждом ребёнке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливых слов.

Стараюсь больше внимания уделять самоорганизации детей и связанному с ней контролю за собственными действиями и поступками. Привитие этих качеств - дело не простое и в то же время оно не требует каких-то особенных педагогических приемов; главное здесь - последовательность и настойчивость. Хорошее воздействие на детей оказывают короткие утренние беседы, когда я расспpашиваю их о том, как они себя вели дома, что делали самостоятельно, чем помогли взрослым.

Одним из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения является игра. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами, к соблюдение установленной дисциплины.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют и театрализованные игры. Например, с детьми готовили постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращаю внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями несут осознание многих правил поведения в общественных местах, учат правилам поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родителя, их надо принять и развлечь.

Решению сложной задачи этического воспитания содействуют также игры – инсценировки, содержание которых я тщательно продумываю. Такие инсценировки я включаю и в содержание этических бесед и как самостоятельный методический прием. Тематика игр основывается на личном опыте детей: если ребенок сможет узнать себя и своих товарищей, вспомнит реальную ситуацию недавнего времени, он не останется равнодушным. Но делаю это я тонко и деликатно, имена в инсценировках использую вымышленные. Главное - привлечь внимание детей к моральной оценке ситуации, к способу разрешения конфликтов. Игры беру короткие, построенные на одном эпизоде, такие инсценировки могут исполняться и самими детьми или с помощью кукол.

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому для меня было важной задачей – установить взаимосвязь между уровнем представления о речевом этикете у детей и родителей.

Я приглашала родителей на занятия, праздники, организовывали совместное чаепитие, экскурсии, конкурсы. Познакомившись со сверстниками своего ребенка, родители не остаются безразличными к тому, как проявляется культура общения их ребенка с товарищами.

Итоговая диагностика наглядно показала, что произошла положительная динамика:

• сформировалось умение вести себя за столом;

• овладели умением поздравлять и делать подарки;

• овладели правилами телефонного разговора

Навыки нравственного поведения у детей моей группы стали более естественными и прочными, для меня самое главное, чтобы дети всегда вели себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному желанию.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.

Привычка — визитная карточка для человека Дети- наша гордость. В них всё нам мило и дорого. И пожалуй нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребёнок выглядел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры общения у дошкольников.  Выступление на педсовете
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 20:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культуры общения у дошкольников.  Выступление на педсовете» (включая файлы) размещена пользователем татьяна чертанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД