Елена Рассадина
Выступление на педсовете на тему: «Портфолио воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое сообщество Республики Казахстан переживает сложный и многогранный процесс модернизации образования, в том числе и дошкольного. Процессы модернизации содержания образования обуславливают потребность в специалистах новой формации, способных совершенствовать свою профессиональную деятельность посредством
критического творческого осмысления и применения на практике достижений науки и передового педагогического опыта. Современный педагог дошкольного образования должен быть конкурентоспособным, иметь высокую профессиональную компетентность.
Публикация «Выступление на педсовете на тему: „Портфолио воспитателя“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Портфолио воспитателя и педагога
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В условиях существенных изменений, происходящих в системе образования, особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым обстоятельствам и моделям деятельности, подготовки к решению новых профессиональных задач. Для обеспечения участия педагога в процессе самообразования необходимо:выявить его профессиональные потребности (понять, чем они обусловлены, как на их развитие можно влиять, и кто это должен делать);создать условия для мотивации образовательной деятельности педагогов как процесса непрерывного обновления компетенций.
Одной из наиболее острых проблем в этой области является поиск средств, способствующих пробуждению у педагога потребности в обновлении своего педагогического мышления, повышения мотивационной готовности к осуществлению инновационной деятельности и профессионального роста.
Средством мотивации профессионального роста и развития педагога является создание персонального портфолио педагога, который служит альтернативной оценкой и самооценкой для педагога.
3. Понятие «портфолио»
Существует несколько подходов к определению понятия «портфолио». Портфолио – это : способ фиксирования, накопления, и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений специалиста в определённый период времени; коллекция работ и результатов профессиональной деятельности, прогресс и достижения в различных избранных педагогом разделах и областях;целенаправленная подборка материалов, характеризующих уровень квалификации педагога, своеобразный отчёт педагога о достижениях в профессиональной деятельности.
Эти материалы могут также называться «Педагогический портфель», «Методическая копилка воспитателя (специалиста)», «Педагогическое досье», «Творческая папка» и пр.
4. Цели и задачи создания портфолио
Основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен».
Использование портфолио педагога помогает решать следующие задачи:
выработка педагогом индивидуальной траектории профессионального роста; повышение эффективности профессионального роста педагога;
анализ и самоанализ путей совершенствования и самореализации;
предоставление возможности отразить систему непрерывного самообразования педагога;детальное отслеживание достижений педагога в своей профессиональной деятельности за определённый промежуток времени; обеспечение базиса для полного оценивания профессионализма педагога в период аттестации.
Из всего сказанного можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания профессиональных достижений.
5. Требования к разработке портфолио педагога ДО
Поскольку официальными документами не были определены требования к разработке портфолио, это привело к появлению многообразия их моделей. К настоящему времени в зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио.
Основные требования
1. Портфолио должен отражать субъектную позицию педагога ДУ как профессионала, которая выражается в умении решать педагогические задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
2. При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему,каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант - если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. В портфолио должны войти материалы, отражающие работу педагога как минимум на протяжении одного учебного года, с последующим накоплением до следующей аттестации.
3. Разработка портфолио является обязательной для каждого педагога дошкольной организации.
4. Портфолио педагога оформляется в папке – накопителе с файлами. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагог.
6. Этапы разработки портфолио
Процедура разработки и оценивания портфолио может состоять из трёх основных стадий.
Первая стадия. Организация и планирование
Эта начальная стадия влечё т за собой принятие решения со стороны педагога: педагог должен понять цель создания портфолио, осмыслить его назначение, его статус как средства контроля и оценки собственного развития.
В этот период должны быть проведены консультации методистом или другими специалистами. Можно провести обучающий семинар по данной теме или рассмотреть данный вопрос на педагогическом совете или методическом совещании.
Вторая стадия. Собирание
Собирание - это основная стадия работы по созданию профессионального портфолио, процесс разработки, собирания значимых материалов, отражающих образовательный и профессиональный опыт педагога. Все собранные материалы должны ясно отразить критерии и стандарты, соответствующие уровню квалификации данного педагога.
Третья стадия. Презентационно - оценочная
Это стадия завершения работы с портфолио. Педагог может представлять материалы портфолио на педагогическом совете, педчасах, либо на заседании аттестационной комиссии.
7. Основные подходы к оцениванию портфолио
Процесс оценивания, прежде всего, будет зависеть от того, с какой целью разрабатывался педагогом портфолио.
Основными критериями оценки портфолио могут быть :
- понимание идеи или проблемы содержания портфолио;
- степень организации портфолио;
- высокопрофессиональное изложение творческих наработок;
- ценность использования материалов портфолио для профессиональной
деятельности самого педагога и в рамках распространения опыта;
- эстетичность оформления портфолио.
8. Содержание разделов
Раздел 1. Визитная карточка: В разделе представляются данные о педагоге:
1. Фамилия, имя, отчество педагога
2. Должность
3. Образование - образовательное учреждение, год окончания, специальность
по диплому
4. Педагогический стаж работы
5. Стаж по данной специальности
6. Сведения об аттестации - наличие аттестационной категории, дата
прохождения аттестации
7. Прохождение курсов повышения квалификации
8. Поощрения и награды
Раздел 2. Нормативно-правовая база деятельности педагога
В данном разделе отражается нормативно-правовая деятельность педагога: материалы документов, на основании которых педагог должен строить свою профессиональную деятельность, знание которых предусмотрено должностными инструкциями и требованиями, предъявляемыми к квалификационным категориям педагога дошкольного образования.
Раздел 3. Показатели профессионального роста
Содержанием данного раздела являются:
Материалы диагностики – анализ и контроль всех видов деятельности педагогов, самодиагностики, т. е. выявления затруднений и интересов в своей профессиональной деятельности с помощью тестов, анкет, диагностических карт, профессиограмм, а также проектирования (самостоятельно или с помощью методиста) собственного педагогического развития. Индивидуальная программа профессионального развития педагога не навязывается извне, а вытекает из профессионального интереса педагога и проектируется на основании самодиагностики.
Индивидуальная программа развития педагога:
Педагогические затруднения и проблемы Пути решения Сроки Предполагаемый результат
Работа по самообразованию планируется и осуществляется на основании индивидуальной программы развития педагога.
Этапы работы по самообразованию
Информационно-аналитический:
а) курсы повышения квалификации или профессиональной подготовки;
б) обучение в ВУЗе;
в) изучение новинок методической литературы, передового педагогического опыта в рамках самообразования;
г) внедрение в практику, осуществление мониторинга с целью фиксирования результатов;
д) представление опыта работы на педсоветах и педчасах ДУ, выступления на родительском собрании, опубликование статьи, разработка конспектов занятий и рекомендаций.
Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности:
а) проведение открытых занятий, режимных моментов с детьми и других
мероприятий внутри ДУ;
б) участие в работе городских методических объединений.
Глоссарий:
а) изучение словарных статей, справочников на определение педагогических,
психологических и медицинских терминов, без знания которых невозможно
осуществление качественного педагогического процесса.
Методическая копилка:
- создание информационного банка, в который будут включены статьи, конспекты занятий,
инновационные технологии, альтернативные методики, рефераты и прочее;
- разработки авторских дидактических и развивающих игр.
Раздел 4. Творческие наработки
Данный раздел предполагает обобщение прогрессивного педагогического опыта, который может быть представлен в различных формах:
создание учебно-методического или учебно-наглядного пособия, выступления с докладами на педчтениях, заседаниях методических объединений, создание фотоальбома или видеофильма, написание статьи, обобщение собственного опыта работы по определённому разделу программы.
Второй этап.
Основная часть – описание самого опыта, который демонстрирует трудности, препятствия, возникающие на пути к цели, способы их преодоления; описание и анализ нового, оригинального.
Третий этап.
Заключительная часть – отражает достигнутые результаты. В ней показываются преимущества методики работы, делаются выводы по её результатам, причём, отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты; намечаются перспективы дальнейшей работы. Здесь же даётся список используемой автором литературы.
Раздел 5. Рейтинг педагога
В этом разделе содержатся отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей воспитанников о профессиональной деятельности педагога; результаты анкетирования участников образовательного процесса; грамоты, дипломы, награды.