Валентина Ермакова
Роль дидактической игры в развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»
ВЫПОЛНИЛА: ЕРМАКОВА
ВАЛЕНТИНА
ВАСИЛЬЕВНА
БОГОРОДИЦК, 2019 ГОД
Публикация «Роль дидактической игры в развитии дошкольника» размещена в разделах
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм - индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО игры рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Слайд №1
Игра- это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный
поток представлений понятий
об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений:
1) непонимание взрослыми важности игры;
2) отсутствие безопасного пространства для игры;
4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру:
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
Слайд №2
Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.
Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?
- произвольное поведение, познавательные процессы;
- в игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит потому, что
ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий;
- в игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками;
- в игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.
Условия успешного руководства игрой:
- умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания;
- воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения; опирается на психологию детей, считается с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу.
Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.
Слайд №4
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую задачу.
Слайд №5
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Слайд №6
Дидактические игры кратковременны (10—20 минут, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Проведение дидактических игр
ознакомление детей с содержанием игры,
с дидактическим материалом, который будет использован в игре
(показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение хода и правил игры
показ игровых действий, в процессе которого, воспитатель учит
детей правильно выполнять действие, (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве
играющего, болельщика или арбитра. (определяется возрастом детей,
уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил.
Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих
(советом, вопросом, напоминанием);
подведение итогов игры
- это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по
результатам, которых дети добиваются в игре, можно
судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня
Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной и увлекательной- большая творческая задача воспитателя.
Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из них. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой обучения и воспитания.
К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».
Дидактическая игра- это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Является средством воспитания, с её помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение вообще;
выполняет обучающую функцию, является средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в ней дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Её содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
развивает сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям
развивают речь детей :
расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
развивают эстетический вкус;
способствуют физическому развитию : вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
Слайд №12
Обучающие игры имеют многовековую историю, содержат элементы фольклора и отражают национальные особенности. До нашего времени дошли такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Барыня» и другие. Предки закладывали в игры обучающий смысл и воспитательный характер, тем самым передавая жизненный опыт от поколения к поколению, готовя детей к ранней взрослой жизни. В настоящее время такие игры направлены не столько на подготовку дошкольников к взрослой жизни, сколько на организацию досуга.
Слайд №13-15
Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).
Слайд №16-18
По содержанию ДИ могут охватывать разные образовательные области. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.
По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:
дидактические игры с предметами,
настольно-печатные игры,
словесные игры.
Слайд №19
Дидактические игры с предметами
Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё. Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы (например, игровой набор «Дары Фрёбеля», и любые подручные материалы, даже то, что принято выбрасывать как мусор (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки) и буквально лежит под ногами (листья, камешки). Вариациями игр с предметами будут инсценировки, сюжетно-дидактические и дидактические игры с игрушками моторной направленности (пирамидки, матрёшки, кубики).
Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка. У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание. Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику
Настольно-печатные игры
Эти игры помогают решать важные учебные задачи:
• расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
• систематизируют уже имеющиеся знания;
• развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
• стимулируют воображение.
В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:
Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания. Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками Более сложный вариант той же игры может быть таким : звери представлены не полноцветно, а в виде теней и перемещены с предыдущих мест.
Помимо игр с картинками, широко распространены другие настольные игры — различные лото, игры типа «Лабиринт», конструкторы, мозаики. Преимущественно это коллективные игры, поэтому в них присутствует стимулирующий детей соревновательный эффект, например, кто быстрее пройдёт лабиринт. Старшим дошкольникам всё чаще предлагаются дидактические компьютерные игры, что вполне отвечает духу времени, активно внедряется практика использования деловых игр в упрощённом варианте. Большую популярность получили пазлы.
Пазлы (от англ. puzzle) — игра на выдержку. Первые пазлы были деревянные и представляли собой карту Англии, их изготовил английский гравёр Спилсбари в 1763 году. Эти пазлы использовались в школе как учебное пособие и были очень дорогие. Только через 100 лет пазлы начали делать из картона, и они стали широко доступны.
Словесные игры
Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний. В силу обозначенной специфики словесных игр они сложны для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.
Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.
Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди
Подготовка и проведение дидактической игры
Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура
Слайл №21
Таблица: структура конспекта дидактической игры
Структурный элемент конспекта Описание/содержание
Заголовок В заголовке указывается название и вид игры, возраст (группа) детей, образовательная область по ФГОС.
Задачи Часто педагоги вместо «задачи» пишут «цели», что методически не совсем верно. Понятие «цель» больше соотносится с рабочей программой педагога по предметной области. Применительно к конкретному занятию правильно писать «задачи». Формулируя задачи, следует использовать глаголы: «формировать готовность», «формировать способность», «создавать условия», «развивать навыки» и т. д. Трёх-четырёх задач достаточно. Можно подробнее описать особенности игры и её обучающее значение.
Игровой материал Указывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря, необходимое время.
Игровые правила Перечисляются правила, определяющие действия и продуктивное поведение детей во время игры.
Предварительная работа При необходимости кратко описывается деятельность педагога и детей, предваряющая игру.
Ход игры В данной части педагог предлагает подробный сценарий, расписанный по словам. Если планируется физкультминутка, следует расписать и её.
Методические рекомендации При необходимости можно включить в конспект этот раздел, где даются рекомендации тому, кто будет проводить игру.
Слайд №22
Анализ и оценка дидактической игры в детском саду
ДИ имеет большую смысловую нагрузку и значение в формировании личности ребёнка, поэтому она должна быть эффективной. Оценка проводится по следующим ключевым пунктам:
целесообразность проведения именно этой игры с конкретными детьми;
соответствие учебных задач возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников;
скрупулёзность в подборе игрового материала, его эргономичность, эстетичность, безопасность.
Вывод Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации
ПАМЯТКА.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей
• Не заменять игру другими видами деятельности.
• Собирайте как особую ценность любимые игры детей : развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
• Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
• Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
• Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
• Не наказывайте ребёнка лишением игры.
• Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
• Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
• Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
• Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.
роить через детскую игру.