Елена Тихонова
Презентация «Роль дидактической игры в познавательном развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Мы обращаемся к вопросам познавательного развития детей раннего возраста. В последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой деятельности детей первых трёх лет жизни.
Слайд 2-3 Обратимся к ФГОС ДО, чтобы определить, что относится к познавательному развитию детей (выдержки представлены на слайдах).
Публикация «Презентация „Роль дидактической игры в познавательном развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах
Слайд 4 Актуальностью изучения данной темы является то, что ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.
Одним из таких приёмов является применение дидактических игр.
Слайд 5 Дидактические игры успешно используются и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Слайд 6 Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.
Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий познавательного развития детей раннего возраста.
Слайд 7 Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются в целях воспитания и обучения детей.
С. Л. Рубинштейн: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры»
Дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.
Слайд 8
Виды дидактических игр.
С предметами: В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для детей раннего возраста преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству.
Словесные.
Слайд 9 В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
- подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой;
- подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Также необходимо рассмотреть алгоритм проведения дидактической игры (представлен на слайде).
Слайд 10 Следует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель очень хорошо владел методикой проведения дидактических игр. Недопустимо, чтобы игра превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, а не партнера. В результате этого ограничивается и активность, и самостоятельность детей. А самое главное условие- эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к играм, они начнут играть в них и самостоятельно.