Папки-передвижки

Отчет по самообразованию по теме «Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»

Мария Карасени
Отчет по самообразованию по теме «Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Прежде чем приступить к осуществлению проекта, мы поставили перед собой цель:

• Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры.

Развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.

Исходя из поставленной цели, нами намечены следующие задачи:

1. Изучить роль дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.

Публикация «Отчет по самообразованию по теме „Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Формировать у детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.

3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

4. Развивать коммуникативные навыки.

5. Приучать детей к умственному труду.

Анализ имеющейся информации по теме проекта. В первую очередь, мы изучили литературу и интернет – ресурсы по теме проекта, а также провели ряд мероприятий, которые помогли ответить на вопросы: Как влияют дидактические игры на восприятие и развитие ребенка дошкольного возраста.

Сбор, накопление материала по теме проекта :

• Изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.

• Подбор и изучение литературы по теме проекта;

• Создание каталога игр;

• Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности.

А также провели консультации для родителей:

1. Консультация «Какие игрушки и игры необходимы детям»

2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»

3. Выставка «Игры, какими я играю дома»

4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка»

Что узнали интересного?

Общая характеристика дидактических игр

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход», уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку», формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки, развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях, а игровые действия - для детей раннего и младшего возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).

Внедряя в свою работу эту тему, я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.

Учится, играя - идея, которая увлекала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Ведь, играть, общаясь со своими воспитанниками, это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком, которое с лихвой вознаграждается - блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Методическое обеспечение:

В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».

Большая аппликация игр и поделок. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью в старшей группе».

Хрестоматия – «Волшебная шкатулка»

Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.

С. Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников».

О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир».

Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе».

А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».

И. М. Коротков «Подвижные игры детей».

Е. А. Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».

Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».

Л. В. Куцакова «Конструирования и ручной труд в детском саду».

«Оригами «Сборник № 1

В. А. Грек «Рисую штрихом».

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».

М. А Касицына «Дошкольная математика».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка».

Л. Ф. Тихомирова «Развитие внимания и воображения дошкольников».

В. П. Новикова «Математика в детском саду».

Д. Т. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста».

О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает?».

В. П. Новикова «Математика в детском саду 5-6лет».

В. П. Новикова «Математика в детском саду подготовительная группа».

Публикации по теме:

Роль пальчиковой игры в развитии ребенка дошкольного возраста «Роль пальчиковой игры в развитии ребенка дошкольного возраста» Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев.

Роль творчества Э. Успенского в воспитании и развитии детей дошкольного возраста Проект на тему «Роль творчества Эдуарда Успенского в воспитании детей в детском саду»Участники проекта: дети подготовительной группы №1.

Фотоотчет по самообразованию по теме «Экологические сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»Фотоотчет по самообразованию по теме «Экологические сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» Фотоотчет по самообразованию по теме " Экологические сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста". МБДОУ№87 " Улыбка". г. Улан-Удэ.

Конспект родительского собрания «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста» в средней группе Цель • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; • заинтересовать проблемой; • Стимулировать интерес родителей для совместной.

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Роль сказки в развитии ребенка многогранна: она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Движения в развитии ребенка» МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида "Золотой петушок" Отчет о проделанной работе по самообразованию Тема: "Движения.

План по самообразованию «Роль подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного возраста» План по самообразованию на 2018-2019 учебный год Сентябрь: 1. Изучение методической и периодической литературы по выбранной теме; 2. Изучение.

План по самообразованию воспитателя «Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника» Актуальность темы Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно.

План работы по самообразованию по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» План работы по самообразованию на 2018–2019 гг. в средней группе по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» Воспитатель:.

Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста Актуальность Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию по теме «Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 октября 2018 в 15:36
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию по теме «Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Карасени (УИ 405234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД