Карпычева Марина Георгиевна
Выступление на педагогическом совете «Влияние музыки на эстетическое развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила студентка ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"Карпычева Марина Георгиевна, куратор Каманина Татьяна Алексеевна. 2017год
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Влияние музыки на эстетическое развитие ребенка“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
1. История музыки. Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли. Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.
2. Воздействие музыки на человека.
В современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. В многообразной человеческой деятельности (трудовой, воспитательной, обрядовой, лечебной) была замечена исключительная сила, с которой музыка воздействует на душеный мир человека, на объединение и сплочение людей, воспитание их нравственных и духовных качеств. Это и сделало музыку неизменной спутницей человека на протяжении всей истории цивилизации. Аристотель утверждал, что музыка оказывает воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Эмоциональные оценочные способности человека формируются через восприятие произведений искусства.
Говоря о влиянии музыки на психоэмоциональное состояние, можно отметить следующее, спокойная и мелодичная помогает быстрее и лучше отдохнуть, восстановить свои силы, бодрая и ритмичная поднимает тонус, улучшает настроение. Приятная музыка благотворно влияет не только на нервную систему человека, но и на систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Считалось, что сочетание звуков различных аккордов, ритма, может оказывать воздействие на характер мыслей, чувств, переживаний человека. Но главное – музыка может изменять человека по мимо его воли, незаметно для него самого. Определенная закономерность использования музыки имеет место и по отношению к детям. Активным детям полезно подольше слушать спокойную музыку, вялым, напротив, ритмичную. Малышу, который плохо спит, можно негромко проиграть во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. Фридрих Ницше сказал: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». И он был прав. Каждый этап нашей жизни мы связываем с музыкой, с самого раннего детства.
3. Музыка – путь к эстетическому воспитанию ребенка.
Приобщение к музыке – один из важнейших путей эстетического воспитания ребенка, т. к. музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на отношение к окружающим явлениям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое чувство музыки. Оно открывает нам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание.
Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верность долгу, раскрывает богатство душевного мира.
Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянуться к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.
Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.
Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению, пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально - выразительно, вызывать у них радость. Небрежное исполненные песни или танца теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое – способствуют развитию детского творчества. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру
прекрасного, вызывает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.
Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры и наказания.
Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кобалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвегер, Е. Тиличеева, А. Филлипенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности.
4. Роль и место музыки в жизни ребенка.
Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Воспитание музыки требует наблюдательности, сообразительности. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперирует звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов.
Музыка – искусство «интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев, что и определяет богатство эмоционально – смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о
возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знакомство ребенка с многообразной музыкой - классической, народной, музыкой разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, способствует эстетическому развитию ребенка, а так же развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Развивая эмоциональную отзывчивость и музыкальные способности, решаются задачи обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. Для студ. высш. учкб. заведений. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000
2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
3. Тютюнникова Т. Программа «Элементарное музицирование дошкольниками» / Дошкольное воспитание №5. 2000
4. Школяр Л., Кадобнова И., Усачева В. Программа музыкального воспитания. /Дошкольное воспитание №6.1993
5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002г.