Лариса Соловьёва
Доклад на педагогическом совете «Темперамент и его влияние на успешность обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Темперамент и его влияние на успешность обучения
Содержание
Введение …. 2
1. Свойства темперамента ….….…. 3
2. Основные компоненты темперамента ….4
3. Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность. 10
Заключение…. 16
Список использованной литературы….…17
Введение.
Публикация «Доклад на педагогическом совете „Темперамент и его влияние на успешность обучения“» размещена в разделах
К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. д. Именно по этим компонентам, характеризуется темперамент ребёнка : как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, в последствие, в значительной мере обусловлено формирование всех качеств личности и характера человека.
Если дети отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.
Свойства темперамента.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности.
Темперамент (от лат. — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т. д.).
Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента : сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.). Этатерминология стала впоследствии широко употребительной.
Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.).
Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И. П. Павлов).
Согласно учению И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения, выделяюь три основных свойства нервных процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их уравновешенность; в) их подвижность.
Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека:
• сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой") - сангвинический темперамент (от лат. — "кровь");
• сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") — флегматический темперамент (от лат. — "флегма");
• сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный") — холерический темперамент (от греч. — "красно-жёлтая желчь");
• слабый — меланхолический темперамент (от греч. — "черная желчь").
Тип нервной системы — это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.
Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.
Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Меланхолик — это субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. У представителей меланхолического типа темперамента преобладает тормозной процесс при слабости как возбуждения, так и торможения.
Сангвиник — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции - преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. У сангвиников возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны.
Флегматик - субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью и невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий. Флегматику присущ сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы. Флегматик обычно сложнее усваивает новые навыки, чем индивид сангвинического темперамента, однако приобретённые профессиональные умения у флегматика закрепляются прочно и на долгое время.
Холерик - субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах. Холерик постоянно пытается «выплеснуть» свои эмоции наружу.
В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия (эти понятия были введены в психологию швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в первой четверти нашего века). Для экстравертированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность движений и речи. Заметим, что собственно, к темпераменту может быть отнесен только динамический аспект тех психологических черт, которые отличают эти типы.
Так, экстраверт, по сравнению с интравертом вырабатывает условные рефлексы, обладает большой терпимостью к боли, но не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
Интроверт часть погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываться над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
В дальнейшем различия по экстраверсии - интроверсии, а также различия по эмоциональной устойчивости (где на одном полюсе — постоянство настроений, уверенность в себе, высокая сопротивляемость отрицательным воздействиям, а на другом полюсе — резкая смена настроений, обидчивость, раздражительность, обозначаемые словами «уровень тревожности») изучались в связи с различиями по свойствам нервной системы (исследования английского психолога Г. Айзенка). Обнаружилось, в частности, что признаки экстраверсии, как и признаки эмоциональной устойчивости, имеют в своей основе менее реактивную нервную систему, тогда как признаки интроверсии, как и эмоциональной тревожности, являются выражением более высокой реактивности. При этом оказалось, что экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и высокая тревожность могут выступать в разных сочетаниях. В результате с новой стороны наметился подход к основным типам темперамента : сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости (сангвиник, сочетание экстраверсии и эмоциональной неустойчивости (холерик, сочетание интроверсии и эмоциональной устойчивости (флегматик, сочетание интроверсии и эмоциональной неустойчивости (меланхолик).
Однако при таком совмещении двух типологий получается, что у холерика эмоциональная неустойчивость, а у флегматика интроверсия вступают в противоречие с характеристикой силы их нервной системы. По-видимому, проявления реактивности могут и не совпадать с различиями по силе - слабости нервной системы Несоответствие некоторым исходным данным о физиологических основах темперамента указывает на то, что в сопоставлявляемых классификациях были взяты разные основания для деления на типы.
Будем учитывать, что классификация типов темперамента в значительной мере условная. На самом деле типов темперамента (как и типов нервной системы) существует гораздо больше, чем четыре. Многие люди, хотя и близки по отдельным своим про явлениям к какому-нибудь из основных типов, но все же не могут быть вполне определенно отнесены именно к данному. В случаях, когда человек обнаруживает черты разных темпераментов, говорят о «смешанном» типе темперамента.
Свойства темперамента не только определяют динамику психической деятельности в целом, но и характеризуют динамику какого-либо одного или нескольких психических процессов в отдельности. Например, эмоциональная возбудимость, сила и устойчивость эмоций характеризуют динамику эмоциональных процессов. Интроверсия и экстраверсия характеризуют динамику не только эмоциональных, но и интеллектуальных процессов. А мотивы, отношения и черты характера, хотя точно так же обусловливают динамику психической деятельности в целом, характеризуют не динамические свойства отдельных психических процессов, но поведение человека в целом в определенной ситуации. Тем самым они характеризуют отношение к определенной типической ситуации.
1. Основные компоненты темперамента.
Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими («содержательными») особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный, - его компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.
Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
2. Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность.
Флегматики.
Эти дети в силу своей природной организации нервной системы медлительные. Для флегматика самое главное - спокойствие. Он не любит, когда его торопят, ограничивают во времени. Ему комфортнее находиться в подчинении, выполнять монотонную работу. Он медленно перестраивается на другой вид деятельности. Любит соблюдать режим.
Таким детям сложно выполнять задания в полном объеме при ограничении времени; у них замедленный темп письма, чтения, счета; замедленное протекание умственной деятельности; если ребенок начинает торопиться, то совершает больше ошибок (пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения). Вместе с тем, флегматик незаменимое лицо в решении конфликтов в коллективе.
. Флегматик больше нуждается в устойчивом доброжелательном отношении к себе учителей и родителей. Он может легко, безболезненно переносить неудачи, если уверен, что отношение взрослых к нему из-за этого не изменится.
Холерики
Холерик - человек вспыльчивый. Для него характерны: высокая активность, решительность, работоспособность, инициативность, быстрый темп движения, речи, мышления и другое. Потребность холерика заключается в преодолении препятствий. Он способен добиться успеха в нерегламентированной деятельности. Он легко приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Слабое воздействие способно вызвать возникновение сильных эмоций. Неуравновешенный.
Эти дети задания выполняют быстро, но без достаточного их обдумывания и осмысления, что не может не сказаться на качестве. Для этих школьников характерны такие трудности в обучении как : пропуски букв и целых слов, не дописывание слов и предложений из-за недостаточной устойчивости, небрежный почерк, невдумчивое отношение к заданию. Холерику необходимо глубже вникать в процесс выполняемой деятельности, проверять сделанную работу, вырабатывать выдержку, развивать внимание.
Холерику во что бы то ни стало нужен успех в момент выполнения работы, пусть маленький, незначительный, но успех : он повышает настроение, вызывает положительные эмоции, стимулирует усилия в преодолении трудностей.
Меланхолики
Меланхолик - человек с высокой чувствительностью. Придает всему большое значение, везде находит поводы для опасений, обращает внимание, прежде всего, на трудности. Ему присущи такие качества, как неуверенность в себе, тревожность, уязвимость, озабоченность, недоверчивость. Меланхолик полон сомнений, поэтому мало восприимчив к веселью. Малообщительный человек, особенно в незнакомой обстановке. Главное для меланхолика – это безопасность, так как он зависит он чужого мнения, все время боится что-то сделать не так, боится обратить на себя внимание. Слабое воздействие способно вызвать возникновение сильных эмоций, пускающих глубокие корни.
Дети, обладающие меланхолическим темпераментом, быстро утомляются, поэтому у них невысокая работоспособность, низкое качество усвоения учебного материала. Ригидный - сложно, медленно перестраивается. Во время контрольных работ они испытывают сильные эмоциональные напряжение, что не может не сказаться на результатах. Ученик пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения.
Болезненно реагирует на замечания, его нужно поддерживать, замечать успехи, чаще хвалить. В условиях интенсивной нагрузки ему требуется давать время для отдыха. Меланхолику комфортнее находиться в подчинении, выполнять монотонную работу.
Меланхолик же должен ежедневно испытывать устойчивое положительное настроение независимо от причины, вызвавшей радости: радости от общения с друзьями, похвалы учителя, высоких результатов в учебе и другое.
Сангвиники
Сангвиник - человек веселого нрава, беззаботный, полный надежд. Он хороший собеседник, весел, шутит, ничему в мире не придает большого значения и все люди ему друзья. Для сангвиника огромное значение играет общение. Отличается высокой активностью, работоспособностью, решительностью. У него быстрый темп движения, речи, мышления и так далее. Отсюда появляется поверхностность в делах. Он часто отвлекается. Переоценивает свои силы. Легко приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, поэтому способен добиться успеха в нерегламентированной деятельности. Работа сангвиника скоро утомляет, ему необходимы постоянные перерывы.
Заключение.
Педагогу следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п., не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Задача педагога заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
Список использованной литературы:
3. Алфимова М. В. Генные основы темперамента и личности// Вопросы психологии. -2000. -№ 2. - С. 128-139
4. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера, Л., 1989.
5. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности / А. В. Батаршев. - М. : ВЛАДОС, 2001.
6. Верцинская, Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н. Н. Верцинская. - Мн. : Нарасвета, 2000.
7. Выготский Л. Психология/ Лев Выготский,. -М. : Апрель Пресс; М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. -1006 с.
8. Ильина А. И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961.
9. Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 200с
10. Крутецкий В. Психология: В. А. Крутецкий,. -М. : Просвещение, 1980. -352 с.
11. Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. — В кн. : Основы обшей психологии. М., 1986.
12. Сабуров А. Психология: Курс лекций/ Анатолий Сабуров,; Ред. И. П. Коваленко. -К. : Лекс, 1996. -205 с.
13. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. – 198 с.
14. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. – 255 с.