анастасия лукьянова
Выступление на педагогическом совете «Форма работы с детьми по профилактике правил дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Одно из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города, района является обеспечение безопасности дорожного движения.
Публикация «Выступление на педагогическом совете „Форма работы с детьми по профилактике правил дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности и жить которым придется в еще более сложных условиях.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми направлениями воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Так на знаниях по познавательному развитию, развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкально-театрализованной деятельности, в повседневной жизни у детей формируются необходимые знания, умения и навыки, обеспечивающие правильное поведение детей на улицах города, общественном транспорте и т. д., культура поведения, выдержка и дисциплина.
Ознакомление с правилами дорожного движения должно происходит систематично, последовательно с усложнением программных требований от группы к группе, от занятия к занятию.
Наша задача не только дать ребенку определенную систему знаний, но самое главное – сформировать прочную привычку в применении полученных знаний и выполнении правил поведения в обыденной жизни.
Реализуя задачи основной общеобразовательной программы в частности обеспечение безопасности детей старшего дошкольного возраста я основывалась на принцип интеграции, который предусматривает сочетание чувственного (эмоционального) и познавательного опыта ребёнка на уровне, соответствующего возрасту.
В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.
На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:
- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;
- идти следует по правой стороне тротуара;
- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;
- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо;
- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;
- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;
- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.
Основываясь на основные задачи по воспитанию безопасного поведения ребёнка на улице и дороге, мною определены следующие ключевые образовательные области:
1 Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Интеграция заключается в развитии у детей умения в подвижных играх применять полученные знания о правилах дорожного движения. Мною используются следующие подвижные игры : «Красный, желтый и зеленый», «Вежливые пешеходы», «Вежливые водители», «Шофер»
Интеграция заключается так же в развитии у детей умения использовать знания об основных правилах дорожного движения в решении ситуационных задач. Мною были разработаны следующие ситуационные задачи:
Ситуационные задачи:
«Что будет, если … пешеходы будут нарушать ПДД»
«Что будет, если … водители будут нарушать ПДД»
В данных задачах ребёнку предлагалось определить какие последствия будут иметь неправильные действия водителя и пешехода.
Следующие ситуации – упражнения:
«Научи медвежонка переходить дорогу»
«Объясни (имя ребёнка, как переходить улицу»
Их основная задача упражнять детей в передаче полученных знаний сверстнику, игровому персонажу.
Например, дети учат лесных жителей переходить дорогу на сигналы светофора, объясняют сверстнику, что он сделал неправильно при переходе через дорогу.
2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Для реализации задач данной образовательной области мною были разработаны игры – путешествия. На этой форме работы я остановилась потому, что игры – путешествия всегда увлекательны для детей. Они предусматривают смену детской деятельности.
Например: во время путешествия мы наблюдаем, оказываем помощь, узнаем что-то новое.
Мною были разработаны следующие виды игр – путешествий:
Игры – путешествия, связанные с безопасным поведением в качестве пешехода:
«Путешествие в страну «Светофорию»
«Я - пешеход»
Игры – путешествия, связанные с безопасным поведением в качестве пассажира:
«Путешествие на автобусе»
«Путешествие на трамвае»
Игры – путешествия, связанные с безопасным поведением в качестве водителя:
«Путешествие по главной дороге»
«Путешествие в город дорожных знаков».
Участниками игр – путешествий являются подгруппы детей, ведущим как правило выступают взрослые, но роль взрослого может взять на себя и ребёнок, а взрослый наблюдает, направляет игру, оказывает помощь.
Вся работа по реализации данной образовательной области направлена на развитие у детей ролевого поведения водитель – пассажир – пешеход.
Для этого я использовала игровые ситуации:
«Отправляемся в путешествие»
«На остановку подъехал автобус»
«Мальчик или девочка переходит дорогу»
В данных игровых ситуациях самое главное, сформировать у детей стереотип правильного поведения, то есть показать набор действий водитель – пассажир – пешеход, которые обеспечивают безопасность на улице и дороге.
В данных ситуациях основная задача это умение детей строить игровой сюжет, используя разные игровые действия, например:
«Медвежонок боится переходить дорогу». Действия ребё нка могут быть:
«Объясни лесным жителям сигналы светофора»
- объяснить медвежонку, как переходить дорогу
- перевести через дорогу.
Взаимодействуя с игровыми персонажами ребёнок включается в игру и в игре упражняется в выполнении безопасных действий в качестве пешехода.
Ситуации на развитие речевого диалога.
В данных ситуациях дети учатся проговаривать свои действия, предвидеть последствия неправильных действий.
Интеграция образовательных областей находит отражение и
в дидактических играх:
«Красный, жёлтый, зелёный»
«Машины на улицах города»
«Осторожно, пешеход»
В играх- драматизациях:
«Как Мишка учился переходить улицу»
«Незнайка едет на автобусе»
«Незнайка учится водить машину»
Совместно с детьми мы разработали следующие правила :
«Вежливые пассажиры» (обучение детей, как вести себя в общественном транспорте)
«Вежливые пешеходы» (правила перехода через проезжую часть и правильные действия по сигналу светофора)
«Вежливые водители» (правила действия по сигналу светофора, действие по дорожным знакам)
Так же для интеграции данной образовательной области с другими областями мы:
- изготовляем знаки дорожного движения
- проводим беседы о профессии «Водитель» с использованием игровых персонажей и наглядности:
«Кто управляет транспортом»
«Каким должен быть водитель»
«Расскажи Незнайке, кто управляет автобусом»
- разыгрываем игровые ситуации, направленные на накопление опыта безопасного поведения при взаимодействия с предметным миром:
«Транспорт»
«Как управлять машиной»
«Дом, где живут дорожные знаки» и т. д.
- проводим практическую помощь сломанному «транспорту» (посильная починка)
У нас в группе работает мастерская по ремонту машин. Которая помогает детям во-первых – починить сломанную машину, во-вторых понять, почему сломалась машина (неаккуратное обращение, попала в аварию, водитель небрежно относился к своему транспорту).
3. Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция данной образовательной области с другими областями заключается в:
- совместном моделировании ситуаций, которые могут возникнуть на дороге. Для моделирования ситуаций используются игровые поля, к которым есть разнообразные приклады, позволяющие детям оборудовать игровое поле и моделировать ситуации.
- Конструирование макетов «Машины на улицах города»,
«Автопарк», «Ремонтная мастерская»
- Игровые упражнения: «Расставь машины в автопарке»,
«Определи величину моста, под которым сможет проехать машинка»,
«Сосчитай, сколько полос движения на дороге» и т. д.
- Игры – экспериментирования на определение материалов, из которого сделан транспорт, дорожное покрытие и т. д.
Данные упражнения связаны с умением детей ориентироваться в пространстве, определять объём потока машин на дороге по полосам движения. Данные игровые упражнения учат детей делать элементарные причинно-следственные заключения. Например: чем больше поток машин, тем лучше переходить дорогу через подземный переход или по сигналу светофора.
Игры-экспериментирования – это такие игры как:
«Определи материал из которого сделаны большегрузные машины»,
«Почему салон грузовой машины больше, чем салон легковой машины»
«Что будет с дорогой, если её покрытие будет мягким»
Решение проблемных ситуаций:
«Почему правила дорожного движения мы изучаем по знакам»,
«Зачем в зимний период посыпают дороги» и т. д.
Проблемные ситуации я подбирала такие, которые интересны детям
4. Образовательная область «Речевое развитие»
Работа проводится в следующем направлении :
Составление загадок о видах транспорта
Ситуации обучающего «взрослого» :«Расскажи Степашке»
Ситуации, стимулирующие объяснительную речь: «Научи Степашку, как нужно действовать по сигналу светофору», «Объясни Незнайке, что обозначают дорожные знаки»
Ситуации общения:«Для чего нужны правила дорожного движения», «К кому можно обратится, если с тобой случилась беда»
Ситуации, стимулирующие вопросительную деятельность ребё нка: «В гостях у Почемучки», «Что такое?», «Кто такой?»
Ситуации по установлению причинно – следственной связи.
А так же работа проводится по следующим направлениям :
- обсуждение прочитанного
Когда я читала А. Иванова «Как не разлучные друзья дорогу переходили», то вопросы детям были направлены на оценку действий литературных персонажей.
- инсценирование текста по ролям
- рассматривание иллюстраций.
5. Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»
- Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей:
«Подбери цветовую гамму для вежливого пешехода»,
«Подбери цветовую гамму для невежливого водителя»,
ассоциируя неправильные поступки с тёмной цветовой гаммой
Ситуации - упражнения
«Закончи рисунок»
«Нарисуй транспортное средство»
Выставка работ детского творчества
«Сигналы светофора»
«Пешеходные переходы»
«Машины на улицах города»
Я использую игры – этюды, которые помогают детям с помощью движений передавать эмоциональные состояния участников дорожного движения.
Например – «Весёлый пассажир» (т. к он выполнил всё правила дорожного движения)
«Грустный водитель»(который увидел, что дети переходят улицу в неположенном месте)
«Добрая дорога» (которая рада, что все выполняют правила дорожного движения)
Использовалось слушание музыки, которая передаёт эмоциональное состояние.
В результате интеграции у детей формируются основы безопасного поведения, т. е. дети знают как поступить, чтобы не случилось аварии, выражают своё негативное отношение к тем, кто нарушает ПДД. Продолжается развитие интегративных качеств детей. Дети становятся более эмоциональны, отзывчивы, готовы придти на помощь, выразить сочувствие. Проявляется элементарное осознание необходимости выполнения ПДД.