Гоцманова Инна Валерьевна
Выступление на педагогическом совете: Итоги мониторинга и профилактика эмоционального выгорания педагогов «Душевная гармония»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
Задачи:
• знакомство участников с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
• создание благоприятных условий для продуктивной работы над собой;
• развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Оборудование:
запись музыки (3:10; 4:53, искусственный цветок, памятки.
Публикация «Выступление на педагогическом совете: Итоги мониторинга и профилактика эмоционального выгорания педагогов „Душевная гармония“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мониторинг
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Конец учебного года, а так же повышающиеся требования, предъявляемые к деятельности педагога - навели на размышления о необходимости структурировать информацию по проблеме эмоционального выгорания педагогов.
Можно сказать, что ЭВ - механизм психологической защиты в ответ на травмирующие воздействия. Поэтому не стоит ожидать, что состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой. Необходимо принимать меры по профилактике и коррекции этого (сознательно применять доступные способы психорегуляции, дозировать рабочую нагрузку и т. д.) .
Если Вы понимаете, что ЭВ - Ваша проблема, то не пренебрегайте необходимостью принять участие в профилактическом мероприятии. Используйте эту негативную тенденцию, что бы пересмотреть свой опыт работы, приобрести новые полезные навыки (например, релаксация, рациональное планирование деятельности, оптимальное чередование отдыха и работы (самовосстановление) и т. д.).
Ежедневное наличие высокой эмоциональной загруженности деятельности педагогов является основной причиной СЭВ.
Но есть и причины, которые являются индивидуальными, например:
• высокая эмоциональная включенность в деятельность (вызывает большую эмоциональную перегрузку);
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• отсутствие навыков коммуникации при конфликтных ситуациях общения с детьми, родителями, администрацией.
Заметно снижается:
• энтузиазм в работе;
• пропадает блеск в глазах;
• нарастает негативизм и усталость.
Важно не только знать информацию о ЭВ, но и свои личностные особенности, способствующие возникновению СЭВ. То есть, большая роль в профилактике и коррекции принадлежит именно самому педагогу (самоанализ, применение мер по снижению стрессогенных факторов).
Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его ценили и уважали как сотрудника. Но оглянитесь вокруг, много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. В результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение и истощение.
Давайте сейчас передадим этот цветок друг другу и пусть каждый скажет, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”.
Я очень рада, что слово работа не вызывает не у кого отрицательных, конфликтных ассоциаций.
- Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?
Нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.
Я хочу дать вам несколько техник управления своим состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой. И чтобы, слово работа ассоциировалась у вас только с радостными и хорошими моментами.
1.«ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ЕСЛИ ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох – пауза – выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!
Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы.
2. Следующая техника «Ластик» (муз сопровождение «ОШО»)
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картина, образная ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
3. Упражнение “Моечная машина” (муз. сопровождение)
А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу, рассчитайтесь на первый и второй. Первые номера шаг вперед. Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек в шеренге №1 становится “машиной”, последний человек в шеренге №2 становится “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой” во второй шеренге, с начала шеренги идет следующая “машина” из шеренги №2.
Обсуждение
- Какие чувства вы испытывали?
- Какие эмоции преобладали?
Закончить наше с вами мероприятие я хочу притчей.
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой мы будем чувствовать себя комфортно.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!
Памятка
Рекомендации необходимые для профилактики эмоционального выгоран
ия. [/u]
• Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни (постарайтесь сохранять нормальный распорядок дня, выделяйте достаточное время для сна, отдыха, физической активности, хобби);
• Освойте методы саморегуляции (например, релаксацию, техники работы с дыханием) и старайтесь чаще их использовать;
• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь.
• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
Ваш психолог Г. И. В.