Заворина Наталья
Развитие познавательно-творческой активности у детей дошкольного возраста
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождик, удивление и радость. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. А что же такое познавательная активность ребенка? Познавательная активность – это состояние внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
Публикация «Развитие познавательно-творческой активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Поэтому фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование, построенные по основополагающему принципу - принципу интеграции образовательных областей.
Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников, одна из которых - это технология проектной деятельности, которая в настоящее время занимает достойное место в системе дошкольного образования.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно - творческих способностей детей. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
В проектной деятельности мы, педагоги, должны стать партнером, помощником ребенка, создать такую образовательную среду, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, соответственно своими потребностями, интересами, целями и возможностями. Используемая форма работы - это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей, обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому воспитаннику реализовать свою познавательную активность.
Вовлекать ребенка надо ненавязчиво, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т. д. Суть работы над проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Это самостоятельная или коллективная творчески завершенная работа, имеющая значимый результат. Трудность заключается в том, что дошкольники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показала, что интерес у детей к этому виду деятельности проявляется, а тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть самыми разнообразными.
При организации детского проектирования, соблюдать следующие условия:
- учет интересов ребенка;
- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.
В настоящее время статус семьи резко снизился. Родители, стремясь повысить финансовое благополучие семьи, все меньше внимания уделяют своим детям. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью и окружающих их людей. Поэтому им трудно и сложно налаживать контакты с другими детьми. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, семьи. Дети должны научиться с детства заботиться о близких людях, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом.
На начальном этапе любого проекта проблема ставится педагогом, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают свои предположения. Затем проверяют возможные решения. Делают выводы в соответствии с результатами проверки. Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности при обследовании новых объектов. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома.
Самым ярким и зрелищным всегда должен стать заключительный этап - защита проекта. На защиту нужно приглашать детей, родителей. Любое начинание не должно проходить без участия родителей. Они первые помощники. Для ознакомления родителей с тем или иным видом проекта нужно проводить консультации: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». И нужно сказать, что родители охотно откликаются на предложение участвовать в проектной деятельности. Проектная деятельность объединяет детей, родителей и воспитателя в совместную творческую, продуктивную деятельность.
Анализируя первые итоги работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс, я пришла к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, что в тех случаях, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я предлагаю начинать не с передачи «готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы.
Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей, развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.
Взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс участниками, важна тем, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.
В заключение приведу слова академика Е. И. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками через метод проектов позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.