Анастасия Ерофеевская
Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного
возраста в музыкальной деятельности.
В настоящее время в дошкольном образовании уделяется большое внимание вопросу развития инициативы и самостоятельности детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В искусстве самостоятельность выступает важной характеристикой способности личности к созданию нового, оригинального продукта, к творчеству. Поэтому для педагогики искусства проблема развития самостоятельности особенно актуальна.
ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, одним из которых является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.
В разных видах музыкальной деятельности самостоятельность и инициативность связана с полученными навыками и умениями. Благодаря этому, дошкольники с удовольствием переносят их в новые условия, создавая другие варианты решения того или иного задания. Одной из важных особенностей подобного рода деятельности является то, что взрослый выступает как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя своё руководство творчески активным, но косвенным образом. И, наконец, одной из важнейших причин выбора детьми того вида музыкальной деятельности является наличие педагогически насыщенной предметно-развивающей среды : музыкальных инструментов, игрушек, атрибутов и других средств, необходимых для её протекания и развития.
Объём знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности дети получают в совместной образовательной деятельности. Где уделяется внимание решению таких задач, как воспитание инициативы, самостоятельности, творческой активности детей, формирование при этом способов самостоятельных действий в разнообразных видах музыкальной деятельности.
Самостоятельные действия детей развиваются по определё нной логике: от действий заранее запланированных педагогом (по показу или образцу, представленному взрослым) к возникновению инициативных, непреднамеренных действий (в зависимости от создавшейся ситуации, и далее – к действиям, имеющим характер импровизаций, возникающих в процессе выполнения творческих игровых заданий.
Каждый вид музыкальной деятельности содержит свои способы действий.
В музыкально-ритмической деятельности, развивая самостоятельность и инициативность, создается ситуация, при которой ребёнок действует не только по показу или образцу выполнения упражнения, но и предлагает сам свой способ действия, в соответствии с настроением музыкального произведения. Музыкально-ритмические упражнения творческого содержания, музыкально-ритмические игры, создают благоприятные условия для развития творческих способностей дошкольников и обеспечивают высокий уровень развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности.
Первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах дети получают, начиная со средней группы. Как правило, свой первый опыт музицирования ребёнок переносит в повседневную жизнь. Освоив приёмы игры на металлофоне, ксилофоне и других музыкальных инструментах, ребята закрепляют полученные навыки путём проб и ошибок в самостоятельной деятельности. Они пытаются подбирать знакомые мелодии и, проявляя инициативу, сочинять собственные несложные ритмические и мелодические обороты. Игровые сюжеты возникают на основе опыта музыкально-игровой деятельности, полученного на занятиях.
Таким образом, проявление самостоятельности и инициативности связано с характером обучения, которое ориентировано на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания, имеет ярко-выраженное сюжетно-игровое и сюжетно-образное содержание.