Любовь Хохлова
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В
условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. И вся наша работа строится на основании
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, основная миссия которого - преемственность
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром» размещена в разделах
целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении
уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально
значимого этапа в жизни человека.
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области
«Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги, лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает.
По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, мусор прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке - немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?.
Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три
года – практически единственным способом познания мира. оакгисследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.
Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им
возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания, что и предполагает образовательная область «Познавательное развитие». В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все
крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает
сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь это ог+ромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, то необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление обратите внимание на следующую структуру:
формулирование проблемы (познавательной задачи);
выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;
проверка предположений, гипотез;
подведение итогов, вывод;
фиксация результатов.
Для положительной мотивации деятельности детей необходимо
использовать различные стимулы такие как:
новизна, необычность объекта;
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный момент (почему так);
ситуация выбора.
Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении
исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Педагогам рекомендую придерживаться следующим правилам в
данной работе:
детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не
можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок
должен захотеть этим заниматься;
- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. - Если воспитатель будет радоваться открытиям своих воспитанников, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей;
дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности
общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но
и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими
открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интерес ого, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;
необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.
соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания,
т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут
систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:
В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной
жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Следовательно, внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.