Фирсова Светлана Николаевна
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают родители. От культуры речи взрослых и
от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению
и зависят успехи малыша в усвоении языка. Таким образом, речь взрослого должна
соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в
отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении
богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и
связности. Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная
Публикация «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход,
воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах
деятельности. В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности -
в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственнообразовательной деятельности. Большое значение для своевременного развития речи
имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и
доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и
разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с
малышом и развивать его речь. В младшем возрасте общение является основной формой
воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и
ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка
взрослому. Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи
развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без
наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое
общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь. Развитие речи
происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых
развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в
повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе
наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями
внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с
ребенком беседу об услышанном (увиденном, наводящими вопросами активизируя
коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только
констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей :
обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия. Для
развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением
предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это
повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные
операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только
повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же
особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее
рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает
внимание, память и заставляет ребёнка мыслить. В случае отсутствия систематической
деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается.
Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов
взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим
ставить больше вопросов. Общение ребенка с взрослыми и с другими детьми
способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или
помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно
следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы,
ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае
необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение
для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм.
Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и
подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может
испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь
ему). Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать
своевременному развитию речи ваших детей.