Марина Сафонова
Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика основных понятий: развитие, активность, коммуникативность, коммуникативная активность.
Теоретическое обоснование проблемы исследования логично начать с определения сущности понятийного аппарата.
Рассмотрим определение понятия «развитие» с точки зрения философии, педагогики и психологии. В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова термин «развитие» буквально обозначает необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; состояние объекта, его состава или структуры.
Публикация «Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие эти свойств
Отличает развитие от других изменений. Филосовское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия
Связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает
новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику
развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в
реальном времени и только время выявляет его направленность.
Развитие – качественное преобразование субъектов и объектов.
Развитие творческого потенциала осуществляется, во-первых, экстенсивным путём, который, безусловно, является необходимым, но достаточным для
решения проблемы. Во-вторых, интенсивным путём. При этом большая роль
принадлежит соответствующим эмоциям, потребностям, установкам, целям и
задачам, стоящим перед личностью.
Развитие психики – последовательные, прогрессирующие (хотя и
включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые
количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти
изменения обуславливают переход живых существ от низких к высшим
формам воздействия с окружающей средой. Определяясь биологическим,
общественно - историческим и онтогенетическим развитием жизни, они
включают в этот процесс взаимодействие в качестве одного из важных его
факторов. Научное изучение возникновения и развития психики – путь познания её природы и сущности, её жизненного значения.
Развитие психики - это длительный, непрерывный, целенаправленный процесс становления личности.
У каждого ребёнка свой индивидуальный путь развития. Дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально своеобразные ступени развития. Однако при этом, конечно,
Существуют и общие закономерности, знания которых необходимо для понимания индивидуального развития ребёнка.
Ребёнок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь; т. е под руководством взрослых, осваивая то содержание культуры, которое создало человечество. Ребёнок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребёнка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. В этом заключается основной закон психологического и личностного развития ребёнка.
Прежде, чем перейти к рассмотрению основных понятий рассмотрим понятие «активность». В. Г. Рындаковский дает такое определение понятию активности : активность – всеобщее свойство материи, связанное с движением как способом бытия и взаимодействия материальных объектов. В зависимости от форм движения материи (механической, физической, химической, биологической, социальной) различают и формы активности.
Активность личности (от латинского activus - деятельный) - деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе усвоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, в волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания.
Активность личности - вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определённую деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере.
Прежде, чем дать определение коммуникативной активности необходимо уточнить сущность понятий «коммуникация», «коммуникативность».
Термин «коммуникация» обозначает универсальное понятие, которое в настоящее время используется всеми науками.
В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова дается такое определение понятию «коммуникация».
Коммуникация (от латинского commuicare – совещаться с кем – либо) - категория идилистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом. Термин коммуникация употребляется также в широком смысле, как общение.
Объединив понятия, «коммуникативность» и «активность» мы дали определение коммуникативной активности, которое необходимо нам для дальнейшего исследования.
Коммуникативная активность – это деятельное отношение человека к окружающей жизни, в которой он выступает как инициативный носитель и проводник определенных норм и правил поведения.
Коммуникативная активность – это сложное морально-волевое качество личности, которое предполагает наличие интереса к общению со сверстниками, проявление организаторских умений, инициативность, исполнительность и готовность помочь другим.
В глубокой древности была определена не только сущность коммуникации, но и намечены основные подходы к её изучению и использованию. Аристотель создал первую общую схему общения. Он писал, что для любого акта общения нужны, по крайней мере, три элемента общения:
А) лицо, которое говорит;
Б) речь, которую это лицо произносит;
В) лицо, которое эту речь слушает.
Несмотря на то, что понятия «общение» и «коммуникация» существуют уже тысячу лет, путаница их продолжается и в наши дни. Коммуникация – понятие широкое и включает в себя общение живых существ, в том числе и людей.
Термин «коммуникация» (от латинского Communicatio – делать общим, связывать, общаться) в наши дни используется в трех значениях:
1) путь сообщения;
2) форма связи;
3) акт общения, сообщение информации.
В современной науке существует довольно обильная литература, которая раскрывает отдельные виды коммуникации : формальная и неформальная, опосредованная и непосредственная, планируемая и спонтанная. Таким образом, виды и функции коммуникаций очень разнообразны.
Под коммуникативной деятельностью мы понимаем взаимодействие живых существ между собой и их целенаправленные, активные действия с явлениями и предметами объективного мира на основе обмена информацией.
Самым сложным и высшим порядком коммуникации является общение. Под общением следует понимать взаимодействие субъектов на основе психического отражения, в котором происходит обмен информацией.
Е. О. Смирнова считает, что предметом деятельности общения является другой человек – партнер по общению как субъект, как личность.
Важнейшим качеством, которое необходимо для успешного общения, является коммуникативность личности. Коммуникативность представляет собой качество, способствующее приему, усвоению, использованию и передаче информации, которая направлена на установление и улучшение взаимоотношений людей друг с другом. Коммуникативность характеризует
человека в межличностных отношениях, когда преобладают субъектные коммуникативные связи.
Коммуникативность как качество личности предполагает овладение человеком коммуникативными знаниями, умениями и навыками.
Коммуникативные знания – это обобщенный опыт человечества коммуникативной деятельности, это отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях.
Под коммуникативными навыками мы понимаем автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него в процессе коммуникации.
Коммуникативные умения – это комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать коммуникативные знания и навыки для полного, точного отражения и преобразования действительности.
Таким образом, коммуникация представляет собой сложное понятие, имеющее специфическую структуру, каждый компонент которой реализуется в процессе общения.
Владение средствами коммуникации помогает человеку как можно полнее проявить свою индивидуальность и способствует успеху в дальнейшей жизнедеятельности и установлении межличностных взаимоотношений.
Таким образом, нами рассмотрены и определены основные психолого-педагогические понятия, которые необходимы будут при рассмотрении следующих вопросов нашего исследования.