Папки-передвижки

Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста

Марина Сафонова
Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика основных понятий: развитие, активность, коммуникативность, коммуникативная активность.

Теоретическое обоснование проблемы исследования логично начать с определения сущности понятийного аппарата.

Рассмотрим определение понятия «развитие» с точки зрения философии, педагогики и психологии. В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова термин «развитие» буквально обозначает необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; состояние объекта, его состава или структуры.

Публикация «Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие эти свойств

Отличает развитие от других изменений. Филосовское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия

Связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает

новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику

развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в

реальном времени и только время выявляет его направленность.

Развитие – качественное преобразование субъектов и объектов.

Развитие творческого потенциала осуществляется, во-первых, экстенсивным путём, который, безусловно, является необходимым, но достаточным для

решения проблемы. Во-вторых, интенсивным путём. При этом большая роль

принадлежит соответствующим эмоциям, потребностям, установкам, целям и

задачам, стоящим перед личностью.

Развитие психики – последовательные, прогрессирующие (хотя и

включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые

количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти

изменения обуславливают переход живых существ от низких к высшим

формам воздействия с окружающей средой. Определяясь биологическим,

общественно - историческим и онтогенетическим развитием жизни, они

включают в этот процесс взаимодействие в качестве одного из важных его

факторов. Научное изучение возникновения и развития психики – путь познания её природы и сущности, её жизненного значения.

Развитие психики - это длительный, непрерывный, целенаправленный процесс становления личности.

У каждого ребёнка свой индивидуальный путь развития. Дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально своеобразные ступени развития. Однако при этом, конечно,

Существуют и общие закономерности, знания которых необходимо для понимания индивидуального развития ребёнка.

Ребёнок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь; т. е под руководством взрослых, осваивая то содержание культуры, которое создало человечество. Ребёнок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребёнка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. В этом заключается основной закон психологического и личностного развития ребёнка.

Прежде, чем перейти к рассмотрению основных понятий рассмотрим понятие «активность». В. Г. Рындаковский дает такое определение понятию активности : активность – всеобщее свойство материи, связанное с движением как способом бытия и взаимодействия материальных объектов. В зависимости от форм движения материи (механической, физической, химической, биологической, социальной) различают и формы активности.

Активность личности (от латинского activus - деятельный) - деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе усвоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, в волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания.

Активность личности - вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определённую деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере.

Прежде, чем дать определение коммуникативной активности необходимо уточнить сущность понятий «коммуникация», «коммуникативность».

Термин «коммуникация» обозначает универсальное понятие, которое в настоящее время используется всеми науками.

В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова дается такое определение понятию «коммуникация».

Коммуникация (от латинского commuicare – совещаться с кем – либо) - категория идилистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом. Термин коммуникация употребляется также в широком смысле, как общение.

Объединив понятия, «коммуникативность» и «активность» мы дали определение коммуникативной активности, которое необходимо нам для дальнейшего исследования.

Коммуникативная активность – это деятельное отношение человека к окружающей жизни, в которой он выступает как инициативный носитель и проводник определенных норм и правил поведения.

Коммуникативная активность – это сложное морально-волевое качество личности, которое предполагает наличие интереса к общению со сверстниками, проявление организаторских умений, инициативность, исполнительность и готовность помочь другим.

В глубокой древности была определена не только сущность коммуникации, но и намечены основные подходы к её изучению и использованию. Аристотель создал первую общую схему общения. Он писал, что для любого акта общения нужны, по крайней мере, три элемента общения:

А) лицо, которое говорит;

Б) речь, которую это лицо произносит;

В) лицо, которое эту речь слушает.

Несмотря на то, что понятия «общение» и «коммуникация» существуют уже тысячу лет, путаница их продолжается и в наши дни. Коммуникация – понятие широкое и включает в себя общение живых существ, в том числе и людей.

Термин «коммуникация» (от латинского Communicatio – делать общим, связывать, общаться) в наши дни используется в трех значениях:

1) путь сообщения;

2) форма связи;

3) акт общения, сообщение информации.

В современной науке существует довольно обильная литература, которая раскрывает отдельные виды коммуникации : формальная и неформальная, опосредованная и непосредственная, планируемая и спонтанная. Таким образом, виды и функции коммуникаций очень разнообразны.

Под коммуникативной деятельностью мы понимаем взаимодействие живых существ между собой и их целенаправленные, активные действия с явлениями и предметами объективного мира на основе обмена информацией.

Самым сложным и высшим порядком коммуникации является общение. Под общением следует понимать взаимодействие субъектов на основе психического отражения, в котором происходит обмен информацией.

Е. О. Смирнова считает, что предметом деятельности общения является другой человек – партнер по общению как субъект, как личность.

Важнейшим качеством, которое необходимо для успешного общения, является коммуникативность личности. Коммуникативность представляет собой качество, способствующее приему, усвоению, использованию и передаче информации, которая направлена на установление и улучшение взаимоотношений людей друг с другом. Коммуникативность характеризует

человека в межличностных отношениях, когда преобладают субъектные коммуникативные связи.

Коммуникативность как качество личности предполагает овладение человеком коммуникативными знаниями, умениями и навыками.

Коммуникативные знания – это обобщенный опыт человечества коммуникативной деятельности, это отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях.

Под коммуникативными навыками мы понимаем автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него в процессе коммуникации.

Коммуникативные умения – это комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать коммуникативные знания и навыки для полного, точного отражения и преобразования действительности.

Таким образом, коммуникация представляет собой сложное понятие, имеющее специфическую структуру, каждый компонент которой реализуется в процессе общения.

Владение средствами коммуникации помогает человеку как можно полнее проявить свою индивидуальность и способствует успеху в дальнейшей жизнедеятельности и установлении межличностных взаимоотношений.

Таким образом, нами рассмотрены и определены основные психолого-педагогические понятия, которые необходимы будут при рассмотрении следующих вопросов нашего исследования.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через различные формы творческой активности Слайд №1,2,3,4,5,6 Тема моего опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, через различные формы.

Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через эксперементальную деятельность Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» воспитателя МБДОУ Детский.

Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста Двигательная активность, согласно ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это какое либо движение, осуществляемое скелетными мышцами.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию» Автор опыта: Яроцкая Наталья.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС. Дошкольный возраст.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельностиРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Выступление на ГМО. 6 февраля 2019 года состоялось ГМО педагогов дошкольного образования г. Миасса «Метод проектов в ДОУ как инновационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 17:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сафонова (УИ 884181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД