Светлана Никифорова
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы
Никифорова С. Н.
Актуальность проблемы формирования экологической культуры обосновывается низким уровнем сформированности экологического самосознания современного общества, отсутствием четкой позиции на природоохранную деятельность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитание экологической культуры детей должно производиться целенаправленно и систематически, конечной целью данного педагогического процесса является экологически воспитанная личность, поэтому основы экологической культуры личности должны начинаться закладываться уже с дошкольного возраста.
Экологическая культура личности предусматривает не только экологические знания и умения, но и экологическое сознание, гуманное отношение к природе, а также, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром.
Существующие концепции образования отмечают принципиальные направления в воспитании экологической культуры дошкольников, как становление ведущей деятельности (В. В. Давыдов, Л. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., как внутренняя позиция ребенка (Л. И. Божович, как активная ориентировка в ситуации (П. Я. Гальперин).
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение за объектами природы, за происходящими в ней в разное время года изменениями. Это способствует формированию реалистического понимания явлений природы, любознательности, умения наблюдать, логически мыслить, эстетическому отношению, навыков бережного отношения к объектам природы и заботы о животных.
В дошкольном возрасте происходит формирование чувственных отношений к природе, что важно для гармонического развития личности. Поэтому Н. Н. Кондратьева [1], П. Г. Саморукова, Л. М. Маневцова [2] сходятся в точке зрения, что основы экологической культуры личности должны начинаться закладываться уже с дошкольного возраста. Воспитание экологической культуры детей должно производиться целенаправленно и систематически, конечной целью данного педагогического процесса является экологически воспитанная личность.
Проблема формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы на сегодняшний день в науке и практике остается малоизученной и неупорядоченной. Возникли в связи с этим противоречия между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью, а также возможностями формирования экологической культуры дошкольников в процессе наблюдения за объектами живой природы и степенью их теоретической обоснованности.
Список использованной литературы
1. Кондратьева, H.H. Программа экологического образования детей «Мы» / H.H. Кондратьева. - СПб. : НИИХ СПбГУ, 2006. - 104 с.
2. Мир природы и ребенок. Под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : «Детство-пресс», 2003. - 319 с.
3. Молодова, А. П. Игровые экологические занятия с детьми / А. П. Моло- дова. - Минск: Асар, 2005. - 128 с.