Ирина Детушева
Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта : «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями»
Раздел I
Информационно – справочные сведения об опыте.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Тема опыта – «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями».
2. Автор опыта : Детушева Ирина Викторовна
3. Место функционирования: МБДОУ «Звёздочка» г. Суровикино
404413 г. Суровикино
ул. Октябрьская д. 43
2-27-86
4. Длительность: над данной темой работаю с 2007 г.
5. Опыт представлен настоящими описаниями и следующими приложениями.
• Цели и задачи, используемых программ: (Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, Программа по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» В. И. Ашикова, С. Г. Ашиковой).
• Конспекты занятий,
• Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром комнатных растений,
• Занимательные опыты по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями,
• Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями,
• Диагностика по выявлению уровня знаний у детей дошкольного возраста о мире комнатных растений
Раздел II
Технологические сведения об опыте.
1. Актуальность.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Я взяла тему своего опыта «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» так как был установлен такой факт, что дошкольники к животным относятся бережнее, чем к растениям. Почему?
Одна из причин этого заключается в том, что животных легче идентифицировать с собой (с человеком, наделить их разумом и переживаниями, сходным со своими собственными. Почему?
Потому что дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития.
Именно поэтому необходимо сформировать у детей понимание того, что цветы - это живые организмы и как всякий животный организм требуют внимания и заботы.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.
Кроме создания описанных выше условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям. Мною разработаны и проведены экологические проекты, согласно которым экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Разработанные проекты направлены, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.
2. Задачи, решаемые в опыте.
1. Формировать у детей основы экологической культуру и положительное отношение к природе.
2. Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях, об особенностях строения: корень, стебель, лист, цветок. Закрепить правила ухода за комнатными растениями.
3. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.
4. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
5. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
6. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.
3. Педагогические средства, используемые в системе
1. Форма проведения : непосредственно образовательная деятельность, развлечения, чтение художественных произведений, игры, самостоятельная культурно- досуговая деятельность, работа с родителями.
2. Форма организации : коллективная, групповая подгрупповая,
индивидуальная.
3. Методы:
словесные - беседы, заучивание, чтение художественной литературы, рассказывание, выразительное чтение, прослушивание аудиокассет,
наглядные - рассматривание иллюстраций, просмотр спектаклей, видеокассет,
практические - пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, рисование.
4. Приё мы: поощрение, сюрпризный момент.
4 Технология описания.
В воспитании умного, заботливого и внимательного к чужим радостям и бедам ребенка я выбрала своим союзником природу.
Прежде всего, я создала в группе соответствующую развивающую предметно - пространственную среду, руководствуясь возрастными и психологическими особенностями детей. Мною были приобретены пособия, иллюстрации, открытки с изображением комнатных растений. Я стремилась придать неповторимость и своеобразие своему уголку природы, подобрала все необходимые растения для данного возраста. Родители активно отозвались на мои предложения и просьбы, помогли развесить стеллажи, полки. В нашей группе — он расположен на удобных подставках, так, что растения доступны детям для наблюдения и ухода за ними.
Подбирая растения, я пользовалась литературой: М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», «Как знакомить дошкольников с природой» / под редакцией П. Г. Саморуковой и др.
По мере возможности обновляю и пополняю уголок природы в группе. Весной — собираю на улице и приношу в помещение ветки и посадки цветущих растений, занимаемся с детьми пересадкой нуждающихся цветов из маленьких горшочков в горшки большего размера, а осенью собираем с детьми на экскурсии в парке разнообразные плоды растений, листья, делаем гербарии.
Уголок природы является действенным средством экологического воспитания детей.
Неоднократно проводила консультации для родителей на тему «Комнатное цветоводство», куда включала вопросы, касающиеся разведения, содержания и ухода за комнатными растениями.
Вместе с детьми веду календари погоды и природы, дневники наблюдений, зарисовки посаженных цветов.
Мною был разработан перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром комнатных растений для детей разных возрастных групп.
Я убедилась, что при составлении программного содержания каждого занятия следует опираться на реальные знания детей, а не на формальные, указанные в Программе или примерных конспектах из методических пособий.
Прежде всего, учитывала, что дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.
Именно поэтому, в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, активно использовать театрализованные и дидактические игры на экологические темы. Со своими детьми мы часто играем в такие дидактические игры как «Найди такой же листок», «Большие и маленькие» (к растению, у которого большие листья, подобрать растение с маленькими листочками, «Найди все цветущие растения», «Найди растение с красными цветами», «Найди растение похожее на травку, на дерево» и т. п.
Полученные на занятиях знания и умения я применяю при организации коллективного труда во вторую половину дня. Для этого одним детям предлагаю протирать листья растений, другим поливать их. К этому виду ухода привлекаются все дети по очереди.
У детей дошкольного возраста развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому особое внимание уделяю этике оформления жизненного пространства.
К сожалению, вместить в группу всё, что хотелось бы для творческой деятельности детей, невозможно. Но, поскольку приоритетное направление нашего детского сада: художественно-эстетическое, у меня есть возможность использовать в своей работе негрупповые помещения нашего ДОУ: изостудия, «Русская изба», кружок «Природа и фантазия» и театральная студия «Взрослые и дети». Работая над своей темой, мы с детьми часто посещали кружок «Природа и фантазия», где дети могли убедиться в многообразии растительного мира, использовании семян, листьев, плодов в изготовлении прекрасных поделок из природного материала. Дети с удовольствием занимали созданием этих поделок, мы ими украшали уголок природы, дарили мамам и папам, бабушкам.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.
«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».
В каждой группе детского сада имеется экологический уголок, где каждый ребёнок может общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Дети получают практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; они учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
5. Результативность опыта.
В результате проведенной мною работы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями, к выпуску из детского сада у детей было сформировано гуманно – ценностное отношение к природе. Они умеют видеть красоту окружающей природы, им открылся удивительный мир растений, сотканный из тайн, загадок и чудес.
У них сформирована знания о многообразии растительного мира, о приспособлении растительных организмов к среде обитания, о проявлении элементарной ответственности в практической деятельности за жизнь беззащитных растений.
Раздел III
Сведения об использовании в массовой практике.
1. Теоретика практически основанного опыта.
Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой,
Программа по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик»
В. И. Ашикова, Г. С. Ашиковой.
2. Условия эффективности опыта.
Детский сад, где я работаю - общеразвивающего типа, II категории, с приоритетным художественно-эстетическим направлением, в связи, с чем у нас в саду оборудованы театральная и изостудия, музей «Русская изба», кружок «Природа и фантазия». В своей работе я активно использую все дополнительные помещения нашего МБДОУ.
Предложенный мною опыт работы может быть использован в любом дошкольном образовательном учреждении, для всех возрастных групп.