Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями»

Ирина Детушева
Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема опыта : «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями»

Раздел I

Информационно – справочные сведения об опыте.

Публикация «Опыт работы „Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями“» размещена в разделах

1. Тема опыта – «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями».

2. Автор опыта : Детушева Ирина Викторовна

3. Место функционирования: МБДОУ «Звёздочка» г. Суровикино

404413 г. Суровикино

ул. Октябрьская д. 43

2-27-86

4. Длительность: над данной темой работаю с 2007 г.

5. Опыт представлен настоящими описаниями и следующими приложениями.

• Цели и задачи, используемых программ: (Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, Программа по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» В. И. Ашикова, С. Г. Ашиковой).

• Конспекты занятий,

• Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром комнатных растений,

• Занимательные опыты по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями,

• Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями,

• Диагностика по выявлению уровня знаний у детей дошкольного возраста о мире комнатных растений

Раздел II

Технологические сведения об опыте.

1. Актуальность.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Я взяла тему своего опыта «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» так как был установлен такой факт, что дошкольники к животным относятся бережнее, чем к растениям. Почему?

Одна из причин этого заключается в том, что животных легче идентифицировать с собой (с человеком, наделить их разумом и переживаниями, сходным со своими собственными. Почему?

Потому что дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития.

Именно поэтому необходимо сформировать у детей понимание того, что цветы - это живые организмы и как всякий животный организм требуют внимания и заботы.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

Кроме создания описанных выше условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям. Мною разработаны и проведены экологические проекты, согласно которым экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Разработанные проекты направлены, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.

2. Задачи, решаемые в опыте.

1. Формировать у детей основы экологической культуру и положительное отношение к природе.

2. Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях, об особенностях строения: корень, стебель, лист, цветок. Закрепить правила ухода за комнатными растениями.

3. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.

4. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

5. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

6. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.

3. Педагогические средства, используемые в системе

1. Форма проведения : непосредственно образовательная деятельность, развлечения, чтение художественных произведений, игры, самостоятельная культурно- досуговая деятельность, работа с родителями.

2. Форма организации : коллективная, групповая подгрупповая,

индивидуальная.

3. Методы:

словесные - беседы, заучивание, чтение художественной литературы, рассказывание, выразительное чтение, прослушивание аудиокассет,

наглядные - рассматривание иллюстраций, просмотр спектаклей, видеокассет,

практические - пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, рисование.

4. Приё мы: поощрение, сюрпризный момент.

4 Технология описания.

В воспитании умного, заботливого и внимательного к чужим радостям и бедам ребенка я выбрала своим союзником природу.

Прежде всего, я создала в группе соответствующую развивающую предметно - пространственную среду, руководствуясь возрастными и психологическими особенностями детей. Мною были приобретены пособия, иллюстрации, открытки с изображением комнатных растений. Я стремилась придать неповторимость и своеобразие своему уголку природы, подобрала все необходимые растения для данного возраста. Родители активно отозвались на мои предложения и просьбы, помогли развесить стеллажи, полки. В нашей группе — он расположен на удобных подставках, так, что растения доступны детям для наблюдения и ухода за ними.

Подбирая растения, я пользовалась литературой: М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», «Как знакомить дошкольников с природой» / под редакцией П. Г. Саморуковой и др.

По мере возможности обновляю и пополняю уголок природы в группе. Весной — собираю на улице и приношу в помещение ветки и посадки цветущих растений, занимаемся с детьми пересадкой нуждающихся цветов из маленьких горшочков в горшки большего размера, а осенью собираем с детьми на экскурсии в парке разнообразные плоды растений, листья, делаем гербарии.

Уголок природы является действенным средством экологического воспитания детей.

Неоднократно проводила консультации для родителей на тему «Комнатное цветоводство», куда включала вопросы, касающиеся разведения, содержания и ухода за комнатными растениями.

Вместе с детьми веду календари погоды и природы, дневники наблюдений, зарисовки посаженных цветов.

Мною был разработан перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром комнатных растений для детей разных возрастных групп.

Я убедилась, что при составлении программного содержания каждого занятия следует опираться на реальные знания детей, а не на формальные, указанные в Программе или примерных конспектах из методических пособий.

Прежде всего, учитывала, что дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.

Именно поэтому, в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, активно использовать театрализованные и дидактические игры на экологические темы. Со своими детьми мы часто играем в такие дидактические игры как «Найди такой же листок», «Большие и маленькие»растению, у которого большие листья, подобрать растение с маленькими листочками, «Найди все цветущие растения», «Найди растение с красными цветами», «Найди растение похожее на травку, на дерево» и т. п.

Полученные на занятиях знания и умения я применяю при организации коллективного труда во вторую половину дня. Для этого одним детям предлагаю протирать листья растений, другим поливать их. К этому виду ухода привлекаются все дети по очереди.

У детей дошкольного возраста развивается эстетическое восприятие действительности, поэтому особое внимание уделяю этике оформления жизненного пространства.

К сожалению, вместить в группу всё, что хотелось бы для творческой деятельности детей, невозможно. Но, поскольку приоритетное направление нашего детского сада: художественно-эстетическое, у меня есть возможность использовать в своей работе негрупповые помещения нашего ДОУ: изостудия, «Русская изба», кружок «Природа и фантазия» и театральная студия «Взрослые и дети». Работая над своей темой, мы с детьми часто посещали кружок «Природа и фантазия», где дети могли убедиться в многообразии растительного мира, использовании семян, листьев, плодов в изготовлении прекрасных поделок из природного материала. Дети с удовольствием занимали созданием этих поделок, мы ими украшали уголок природы, дарили мамам и папам, бабушкам.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.

«Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

В каждой группе детского сада имеется экологический уголок, где каждый ребёнок может общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Дети получают практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; они учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

5. Результативность опыта.

В результате проведенной мною работы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями, к выпуску из детского сада у детей было сформировано гуманно – ценностное отношение к природе. Они умеют видеть красоту окружающей природы, им открылся удивительный мир растений, сотканный из тайн, загадок и чудес.

У них сформирована знания о многообразии растительного мира, о приспособлении растительных организмов к среде обитания, о проявлении элементарной ответственности в практической деятельности за жизнь беззащитных растений.

Раздел III

Сведения об использовании в массовой практике.

1. Теоретика практически основанного опыта.

Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой,

Программа по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик»

В. И. Ашикова, Г. С. Ашиковой.

2. Условия эффективности опыта.

Детский сад, где я работаю - общеразвивающего типа, II категории, с приоритетным художественно-эстетическим направлением, в связи, с чем у нас в саду оборудованы театральная и изостудия, музей «Русская изба», кружок «Природа и фантазия». В своей работе я активно использую все дополнительные помещения нашего МБДОУ.

Предложенный мною опыт работы может быть использован в любом дошкольном образовательном учреждении, для всех возрастных групп.

Публикации по теме:

«Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры» (из опыта работы) Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема: «Формирование основ экологической культуры» Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (опыт работы) Завалишина Елена Викторовна воспитатель.

Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста Опыт работы по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста «Правильное питание – залог здоровья».

Роль наблюдений за комнатными растениями в повышении уровня экологической культуры детей Содержание 1. Проблема формирования экологической культуры детей в современной психолого - педагогической литературе. 1.1. Понятие «экологическая.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями»
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 15:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Детушева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД